24 марта Джессика Честейн справляет свой 47-й день рождения. Широко известная по ролям в фильмах «Прислуга», «Самый жестокий год» и «Древо жизни» актриса всегда отличалась редкой для Голливуда избирательностью и весьма активной профеминистской позицией, которая во многом подкреплялась ее шикарными женскими образами на большом экране. Рассказываем, как Джессика Честейн нащупала свой путь к славе и превратилась в одного из самых ярких борцов за права женщин в современном шоу-бизнесе.
На пути к славе
Джессика Честейн родилась в городе Сакраменто, в семье шеф-повара и пожарного. С раннего детства она увлекалась балетом, а после просмотра мюзикла Эндрю Ллойда Джессика и вовсе начала грезить кинокарьерой. К слову, в ее случае одними лишь мечтами дело не ограничилось: будучи упорным ребенком, Джессика проводила за занятиями танцами по шесть часов в день, она также не пропускала ни одного школьного спектакля или музыкальной постановки. В свободное от занятий время Честейн часто уходила в парк, где сидела в одиночестве и читала пьесы Шекспира. Все это, как ни странно, в будущем помогло ей произвести максимально приятное впечатление на приемную комиссию авторитетной нью-йоркской школы Джульярд. На прослушивании Джессика очень эмоционально исполнила одну из сцен из «Ромео и Джульетты», за что была не только принята на актерскую программу, но и получила стипендию Робина Уильямса как особо талантливая студентка. Эти деньги очень помогли Джессике во время учебы, ведь ее семья не могла себе позволить оплатить такое дорогое образование.
После окончания Джульярда Джессика сразу же начала работать, она бралась буквально за все, что ей предлагали, лишь бы перестать финансово зависеть от родителей. Честейн была аниматором на детских утренниках и играла роли трупов в телевизионных сериалах, снялась в небольших эпизодах «Вероники Марс», «Скорой помощи», «Закона и порядка». В 2008 году Джессика Честейн впервые сыграла главную роль в фильме «Джолин», премьера которого прошла в рамках международного фестиваля в Сиэтле. Впрочем, долгожданного прорыва в карьере Честейн не происходило вплоть до ее судьбоносной встречи с Аль Пачино: Джессика познакомилась с ним во время работы над театральной постановкой «Саломея Уайльда». Именно Аль Пачино приметил талант Честейн и познакомил ее с режиссером Терренсом Маликом, который позвал перспективную актрису в свой фильм «Древо жизни». После съемок у Малика Честейн снялась еще в ряде малоизвестных проектов («Укрытие» с Майклом Шенноном принесло ей номинацию на премию «Независимый дух»), однако мировую известность ей все-таки подарило «Древо жизни». В компании Малика и остальной актерской команды Джессика впервые посетила Каннский кинофестиваль, на котором фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви».
Первые прорывные роли
После триумфа «Древа жизни» на актрису буквально шквалом посыпались разного рода предложения, одним из которых стали съемки в картине «Прислуга» Тейта Тейлора, сюжет которой разворачивается в период активной борьбы афроамериканского населения за свои права. Роль чудаковатой и инфантильной жены богатого бизнесмена Селии помогла Честейн получить номинацию на премию «Оскар». В этом же году актриса побывала еще на двух крупнейших фестивалях: в Берлине она представила костюмную драму «Кориолан», которая участвовала в основной программе смотра и боролась за «Золотого медведя», а в Венеции показала киноверсию той самой «Саломеи Уайльда» с Аль Пачино.
В 2012 году Честейн приняла участие в криминальной драме «Самый пьяный округ в мире» Джона Хиллкоута, премьера фильма также состоялась в рамках Каннского кинофестиваля. В этом же году она появилась в политическом триллере «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу: как оказалось, работа над персонажем сотрудницы разведывательного центра Майи стала одной из самых сложных и стрессовых в жизни Честейн — по крайней мере, по признанию самой актрисы. Тем не менее именно «Цель номер один» привела Джессику на красную ковровую дорожку американской киноакадемии во второй раз. Впрочем, она снова осталась без заветной награды.
В последующие годы Джессика Честейн сотрудничала со многими именитыми режиссерами, включая Николаса Виндинг-Рефна (реклама Yves Saint Laurent), Кристофера Нолана («Интерстеллар»), Гильермо Дель Торо («Багровый пик»), Джей Си Чендора («Самый жестокий год»), Аарона Соркина («Большая игра»), Ридли Скотта («Марсианин»). И, несмотря на то что подход к съемкам у каждого кинематографиста был свой, кое-что общее между всеми работами Джессики все-таки было. В каждой из них Честейн доставалась роль сильной и независимой женщины — будь то физик-теоретик Мерф, спасающая собственного отца (Мэттью МакКонахи) из объятий черной дыры, или признанная королева покера Молли Блум, которая в одиночку организовывала подпольные игры с участием знаменитостей. Начиная с «Древа жизни», где Джессика Честейн изобразила столь непохожий на себя в жизни образ доброй и умиротворенной матери, она закрепила за собой статус актрисы, которая никогда не разменивает свой талант на деньги и очень дорожит собственной репутацией.
Борьба за права женщин на экране и за кулисами
Окончательно освоившись в мире ярких софитов и красных ковровых дорожек, Джессика Честейн начала раскрываться перед публикой не только как дива и актриса, но и как личность, готовая отстаивать собственные границы и интересы. В отличие от многих голливудских звезд, Честейн никогда не стремилась подстроиться под ожидания публики, напротив: она выражала свою точку зрения даже в тех случаях, когда это было довольно рискованно. Например, в прошлогоднем интервью изданию The Guardian Джессика открыто поддержала женщин, которые не хотят рожать детей. Здесь важно отметить, что сама Честейн приняла аналогичное решение, прибегнув к помощи суррогатного материнства. В 2018 году у актрисы и ее супруга, итальянского дизайнера Джана Луку Пази ди Препозуло, родилась девочка, которую назвали Джульеттой (вероятно, в честь поэмы Шекспира).
В период становления движения #MeToo и скандала вокруг продюсера Харви Вайнштейна Джессика Честейн стала одной из первых знаменитостей, кто открыто высказался о сексуальных домогательствах в Голливуде.
«Я никогда не буду критиковать женщину за то, что ей приходится или приходилось делать, чтобы прокормить себя и выжить, ведь она играет не по тем правилам, по которым в этой жизни играет мужчина», — заявила Честейн, комментируя тему харассмента в киноиндустрии.
В интервью изданию Indiewire Джессика отметила критическое положение современных актрис, которым практически никогда не достаются сильные и разноплановые роли. Она также высказалась против чрезмерной сексуализации женщин на широком экране. Досталось и Американской киноакадемии, которая, по мнению Честейн, редко отбирает фильмы, где достойно представлены женские персонажи.
В 2017 году Честейн выступила с аналогичным обвинением в сторону отборщиков Каннского кинофестиваля, отметив, что она была «неприятно удивлена репрезентацией женщин в картинах, принимающих участие в основном конкурсе». К слову, по всей видимости, президент смотра Тьерри Фремо эти замечания учел — в последние годы Лазурный берег стал куда более открытым к кинематографисткам, недавняя победа «Анатомии падения» Жюстин Трие очевидное тому доказательство.
В 2022 году Джессика Честейн получила свой первый и пока единственный «Оскар» в карьере за роль в байопике «Глаза Тэмми Фэй», где исполнила роль телеевангелистки Тэмми Фэй Бэйккер — фигуры яркой и крайне противоречивой одновременно, которая тем не менее идеально вписывается в плеяду ее эксклюзивно сильных женских ролей. Остается лишь надеяться на то, что в будущем Джессика Честейн не отойдет от выбранного курса и продолжит наполнять мир визуального искусства многослойными образами.