"Иллюзионист" Нила Бургера целиком исчерпывается сюжетом, то есть развязкой. Но говорить о ней нельзя, а больше говорить не о чем. Можно только себе представить, как возникло такое занудство с бюджетом в 16,5 млн. долларов. Была короткая новелла, вся прелесть которой - в парадоксальности одного логического хода. Лучшие из таких новелл длятся всегда не больше пяти страниц. Фильм же длится 110 минут...
"Иллюзионист" Нила Бургера целиком исчерпывается сюжетом, то есть развязкой. Но говорить о ней нельзя, а больше говорить не о чем. Можно только себе представить, как возникло такое занудство с бюджетом в 16,5 млн. долларов. Была короткая новелла, вся прелесть которой - в парадоксальности одного логического хода. Лучшие из таких новелл длятся всегда не больше пяти страниц. Фильм же длится 110 минут…
Мальчик, совсем еще ребенок, встретил однажды на обочине дороги старого-старого волшебника, и тот с ним поговорил. У слегка подросшего мальчика, начавшего учиться фокусам, отняли девочку, которой он эти фокусы показывал – она была принцесса, а он – сын столяра. Мальчик отправился в далекие края и спустя 15 лет появился в Вене 1900 года под именем Айзенхайма, известного иллюзиониста. На его представление пришла та самая принцесса. Она теперь невеста кронпринца Леопольда. И вот тут случается странное. Эдвард Нортон, играющий Айзенхайма, родился в 1969 году и выглядит на свои, особенно с бородой, даже старше. Джессика Бил, она же принцесса Софи – 1982 года рождения и тоже выглядит на свои. И если из ее нынешних 24 лет отнять 15, так, ребята, все сцены "из прошлого" – это про Гулливера в юбке. Мало того, они с Айзенхаймом "в прошлом" уже влюбились друг в друга и поговорили о главном – может, выглядя тогда сверстниками, они уже были – привидения? Или, наоборот, теперь? Вот и сказке конец…
"Иллюзионист" /Illusionist, The/ (2006) Нила Бургера целиком исчерпывается сюжетом, то есть развязкой. Но говорить о ней нельзя, а больше говорить не о чем. Можно только себе представить, как возникло такое занудство с бюджетом в 16,5 млн. долларов. Была короткая новелла Пулитцеровского лауреата Стивена Мильхаузера, в вольном духе "фэнтези" истолковавшая исторические факты. В истории вместо кронпринца Леопольда был кронпринц Рудольф, действительно женившийся на принцессе Софи, но задолго до 1900 года и крайне неудачно. Спустя пресловутых семь лет супружества Рудольф сошелся с юной баронессой Мари Вечорой, а некоторое время спустя совершил вместе с ней двойное самоубийство в замке Майерлинг, давшем название многочисленным экранизациям этой мелодрамы. Софи позже благополучно вышла замуж за простого дипломата, но с благословения императора. Мильхаузер только слегка попользовался именами и самим набором событий, но переставил их, переиначил донельзя и написал полностью вымышленную историю о бессмертии любви, о ее силе и том, что "на самом деле" может случаться в замках. Вся прелесть – в парадоксальности одного логического хода. Лучшие из таких новелл (у Эдгара По, Моэма, Честертона) длятся всегда не больше пяти страниц. Фильм "Иллюзионист" длится 110 минут.
Передать на экране легкость изящной словесности по плечу лишь куросавам ("Расемон" /Rashomon/ (1950)) да ромерам ("Маркиза фон О" /Marquise von O…, Die/ (1976)). Для дитяти XXI столетия Нила Бургера нет никакой "передачи", есть лишь такой вариант самоутверждения, как тяжеловесная добротность. И вот мы имеем кареты, мундиры, массовки, проходы и проезды и медленно-медленно развивающийся любовный треугольник Айзенхайма-Софи-Леопольда (Руфус Сьюэлл), а четвертым к ним будет наперсник кронпринца, шеф-инспектор полиции Уль (Пол Джаматти). Принц велел ему поймать фокусника хоть на чем-то, поскольку ревнует и вообще вздорный злобный тиран (давненько не было такого беспомощного Сьюэлла). Инспектор ведет с Айзенхаймом долгие нудные беседы, тот изображает загадочную бледность, а вечерами продолжает делать фокусы с летающими носовыми платками. Фокусы также относятся к сфере добротности, хотя анекдот со шпагой в полу в тысячу раз остроумней, чем все дальнейшие привидения. Но, что бы ни происходило, нет никакого напряга со стороны Айзенхайма ни в фокусах, ни в отношениях с Софи, Леопольдом, Улем. Из одного "страстного" кадра в другой, такой же "страстный", видно только, насколько ему все по фигу (давненько не было такого беспомощного Нортона).
Так или иначе, ко второму часу Бургер, видно, почувствовал, что одною любовью не обойдешься и нужна детектива. Тут на первый план вышел Джаматти с многозначительными взглядами, роковыми решениями и запоздалыми догадками. Но легче от этого не стало. "Детективная" составляющая вообще сильно напоминает теле-"азазелей" со "статскими советниками", и это в приличной Вене… Расследование убийства, дворцовые интриги, народные волнения длятся тоже долго и полномасштабно, "как в кино". И мировые звезды кривляются, стреляются, меняют грим… Джаматти все больше напоминает себя же в "Девушке из воды" /Lady in the Water/ (2006)…
Только в самом конце понимаешь: господи, как все просто, так вот зачем все было. А идея какая изящная, и рассказывается в трех словах. За что же фильм так ее умучал? За то, что Нил Бургер поверит в чудо, только когда попробует его на зуб и пощупает руками?