1. Кулак Тайлера
«Бойцовский клуб» /Fight Club/ (1999), реж. Дэвид Финчер
Добрый старый доктор и заколдованное зеркало, ведущее в страну Фантазию – это замечательно, но есть более эффективный способ пробудить воображение пациента – врезать ему кулаком в лицо. Погрязшие в омерзительной реальности герои «Бойцовского клуба» прокладывали себе дорогу в мир мечты именно этим брутальным инструментом.
2. Электрический воображариум Мамонова
«Пыль» (2005), реж. Сергей Лобан
В подвал своего воображения, где ученый в белом халате, постигший тайну мозга, ставит над людьми подозрительные опыты, зачастил и главный герой «Пыли», за чьей душой тоже не числится ничего прекрасного – телевизор с Петросяном и бабушка с сосисками. В секретной лаборатории, охраняемой строгим ФСБ, электрический прибор Мамонова перестраивает атомы российских граждан в совсем другие сущности. Какие – зависит, опять же, от фантазии, которой у граждан оказывается очень мало.
3. Коммьюникейшн тьюб
«Асса» (1987), реж. Сергей Соловьев
Общаться, как показывает опыт, можно и без коммьюникейшн тьюб. Как показывает другой опыт, вещать в коммьюникейшн тьюб те же банальности, которые можно сказать собеседнику прямо в лицо, нет никакого смысла. Другими словами, для общения через коммьюникейшн тьюб нужно подключать воображение. В противном случае дивайс перестает выполнять свои функции.
4. Органчик
«Оно», реж. Сергей Овчаров
Точка зрения, что воображариум – это рог изобилия, вместо банальных колбасы с икрой порождающий бесконечные «Аватары 3D» на потеху праздной публике, несколько упрощает существо вопроса. Бывают и государственные воображариумы, как встроенный в голову российского градоначальника (Олег Табаков) миниатюрный органчик, производящий две простые песни: «Разорю!» и «Не потерплю!».
5. Курица
«Чёрная курица, или Подземные жители», реж. Виктор Гресь
Зеркала, кроличьи норы, хрустальные шары, дедушкины шкафы, бабушкины сундуки, да бутафорские камины, куда нельзя совать любопытный нос – вот классические, хорошо известные и несколько даже примелькавшиеся конструкции воображариумов, активно эксплуатируемые в кино. Действительно оригинальные решения, как, например, курица, возникают редко, но запоминаются надолго. Некоторые до сих пор считают, что курица Чернушка в исполнении Филозова из экранизации странной сказки Антония Погорельского являлась им в далеком детстве в периоды гриппозного делириума.
6. eXistenZ
«Экзистенция» /Existenz/ (1999), реж. Дэвид Кроненберг
До недавнего времени, пока публика не пресытилась, а режиссер не переключился на гангстерские драмы, в гранд-мастерах воображариумов ходил и Дэвид Кроненберг. В «Видеодроме» устройством, стимулирующим воображение, был настроенный на порнушку телевизор, который нужно разогревать хлыстом. В «Экзистенции» – eXistenZ, компьютерная игровая приставка, подключаемая к спинному мозгу. Чтобы правильно ориентироваться в мире, где воображаемое насилие ничем не отличается от настоящего, нужно проявлять действительно неординарную фантазию, которая даже у Кроненберга в какой-то момент иссякла.
6. Оппозиционное ТВ
Ретро-футуристическая фантасмагория Эстебана Сапира, где одна на весь город телевизионная антенна успешно подавляет речевые центры граждан, прекрасно иллюстрирует общественно-политическую ситуацию в сегодняшней России: оппозиция может воображать будущее каким угодно, но для полноценного озвучивания своих фантазий ей катастрофически не хватает телевидения, где о будущем давно позаботились совсем другие люди. Альтернативная антенна, вещающая в противофазе, кладет конец однотипному массовому воображариуму.
8. Мозг
«Возможные миры», реж. Робер Лепаж
Курицы, антенны и плейстэйшны – не более, чем различные интерфейсы одного и того же кода: главным воображариумом, ядром процесса, всегда остается мозг. Разобрался с ядром, отбросив второстепенные оболочки, канадец Робер Лепаж, в буквальном смысле удаливший у главного героя этот орган: собственно сюжет фильма развертывается то ли в воображаемых мирах мозга, помещенного в физраствор, то ли в якобы «реальных», где действуют прочие герои, в том числе жена человека-мозга в эффектном исполнении Тильды Суинтон.
9. Калькулятор Хомерики
«977» (2006), реж. Николай Хомерики
В классическом советском НИИ, замечательно воспетом Хомерики, тоже конструировали воображариумы. Таковым стал неуклюжий калькулятор с проводами, измерящий в организме человека некий загадочный цифровой параметр – «977». Обусловленная этой цифрой любовь главного героя превращается в сплошную игру воображения: когда на калькуляторе высвечивается 977 – герой куда-то исчезает, зато появляется женщина, которую он полюбил по-настоящему. Когда цифры нет – появляется он сам и та, которую он любит, но не сильно.
10. Шляпа Волшебника
«Муми-Дол. Всё дело в шляпе», реж. Анатолий Аляшев
Наконец, самый парадоксальный воображариум придумала Туве Янссон. С одной стороны, шляпа волшебника функционирует, как и положено шляпе волшебника: превращает яичную скорлупу в облака, Муми-дом – в джунгли, а Муравьиного льва – в ёжика. С другой стороны, сам волшебник, как выяснилось, разыскивал совсем не шляпу, а самый прекрасный рубин на свете, спрятанный в чемодане Тофсла и Вифсла. В результате развивающий воображение головной убор достался Морре, с которой муми-тролли связывают, как известно, все самое нехорошее, что может произойти в Муми-долине. Обиженная Морра, надев фантастическую шляпу, уходит восвояси. Наверное, смерть – это еще одна фантазия, и жить без такой фантазии – значит жить в сказке.