Неоднозначный православный мультфильм, по-новому пересказывающий легенду о Петре, Февронии и драконе
Могущественный колдун-оборотень нападает на Муромское княжество в облике огнедышащего дракона. Князь Павел и его младший брат Петр побеждают чудовище, но колдун теряет лишь одну из своих трех жизней, и он вновь атакует Муром – на сей раз более хитро и коварно. Петру и во второй раз удается справиться с драконом, но кровь оборотня отравляет княжича, и он оказывается на грани смерти. Спасти Петра может лишь чудесное искусство рязанской знахарки Февронии, и девушка в награду за лечение просит, чтобы княжич на ней женился. Тем временем оборотень вновь воскресает и продолжает строить коварные козни.
С Петром и Февронией неудобно получилось. Муромских святых в последние годы подняли на щит как русский символ семейной любви и верности. Но когда вчитались в написанную в XVI веке агиографическую «Повесть о Петре и Февронии Муромских», то оказалось, что это в первую очередь история о смекалистой крестьянке, которая откровенным шантажом заставляет княжича на ней жениться.
Легко понять, почему этот почерпнутый из народного предания сюжет нравился простым людям во времена Ивана Грозного и в более поздние столетия, когда социальные лифты в России мужчин возили редко, а женщин – никогда. Но в XXI веке представлять Февронию из «Повести» как образец для подражания нелепо. Правда, православные публицисты потратили немало сил, оправдывая героиню и объясняя ее поведение высшими соображениями, но их порой оригинальные и убедительные объяснения годятся лишь для взрослых читателей, а не для маленьких детей. Малышам нужны простые и ясные истории, не требующие заковыристых богословских пояснений. Очевидно, «Повесть» такой историей не является.
Новый мультфильм постановщика «Князя Владимира» Юрия Кулакова и продюсера «Иерей-сан. Исповедь самурая» Юрия Рязанова пытается приспособить «Повесть» к нынешним вкусам и представлениям о должном, но из страха перед полной переработкой оригинала недостаточно далеко заходит. Нужно было либо вовсе отказаться от темы шантажа, либо, наоборот, показать, что героиня в определенный момент признает свою неправоту и раскаивается в содеянном. Мультфильм же показывает шантаж, но отчасти оправдывает Февронию, старательно оттесняет ее нехороший поступок на задний план и сосредотачивается на том, что Петр, как и в «Повести», пытается обмануть Февронию, но осознает, что должен выполнить обещание жениться, данное на смертном одре. Выглядит все это половинчато, неуклюже и невнятно для тех, кто хотел бы вынести из «Сказа» моральный урок.
К счастью, основным двигателем сюжета и главным содержанием мультфильма служит не сомнительное начало отношений Петра и Февронии, а война героев с колдуном-драконом. Окончательная победа над воскресающим монстром, который незадолго до кульминации захватывает власть в Муроме, требует совместных героических усилий супругов, и это выводит «Сказ» на мораль о семейной взаимопомощи, которую стоит доносить до детей в наше время. Кстати, этой морали не было в «Повести», потому что там герои вместе противостояли лишь чванству муромских бояр, не желающих подчиняться княгине-простолюдинке (эта тема в мультфильме тоже затрагивается). Хорошо, что с середины повествования мультфильм выруливает на верную дорогу, но плохо, что он не заезжает на нее с самого начала.
Естественно, «Сказ» пропитан православным пафосом. Тем, кого может смутить, что Феврония использует молитву как действенное оружие против зла, вряд ли стоит идти в кино. Также мультфильм не предназначен для тех, кто считает пошлым распевно-умильное сказочное произношение («Долго ли, коротко ли…»), и тем, кто любит, чтобы в рисованном кино было как можно больше приколов. Шутки и гэги в «Сказе» есть, но в целом это серьезное произведение, и в обоих центральных персонажах нет ровным счетом ничего смешного. Вспоминаются рассуждения из «Имени розы» о том, уместно ли святому иметь чувство юмора…
В общем, хотя графически «Сказ» схож с мультфильмами студии «Мельница» (техника немного иная, но это тоже традиционная «плоская» графика), по духу и сути это существенно иная вещь, что само по себе здорово. Анимация должна быть разнообразной и отвечать на разные зрительские запросы. Хорошо и то, что лента попыталась превратить устаревшую «Повесть» в актуальное и занятное для маленьких детей произведение, раз уж Петр и Феврония теперь значимые культурные фигуры.
Но, как часто бывает с российским кино, «Сказу» не хватило строгой редакторской руки, которая бы ликвидировала упомянутый выше идейный разброд, зачистила встречающиеся в фильме диалоговые нестыковки и исторические странности (почему, скажем, на торжество в Муром собираются иноземные послы, а не представители окрестных русских княжеств?) и в целом прошлась наждачкой по любопытной, но шероховатой картине.
С 6 июля в кино.