В триллере "Тот, кто гасит свет" маньяк, убивающий девочек, бесчинствует в Питере, а искать его измученным следователям приходится в провинции.
Усталый следователь не должен, раздевшись и помывшись, как человек лечь спать в свою постель на хрустящие простыни. Он обязан забыться тревожным сном за письменным столом. Хрустеть у него должны только кости, разминаемые после неудобного лежания щекой на следственных материалах. По стенам у него должно быть развешено то, что нельзя было подложить под щеку по морально-этическим соображениям. Вы это где-то видели уже?
«Тот, кто гасит свет» (2008) – очередная честная попытка пересадить ядовито-плодоносный триллер на наш суглинок. На этот раз решили обойтись без экспериментов и привить самую типовую историю, но с родными лицами Гуськова-Гармаша-Горбунова и проч. в морозно-снежном пейзаже.
Неуловимый маньяк по средам убивает в Питере маленьких девочек, отрубает им руки-ноги, счет в маньякову пользу все увеличивается, честный следователь, капитан Моисеев (Гуськов) уже сходит с ума от бессилия. Поскольку душегуб пойман примерно на восьмой минуте фильма, ясно, что это имитатор. Полковник (Редникова да, да, Редникова), присланный подбодрить подчиненных, слышать не хочет о продолжении дела и, мрачно потирая явно зловещего происхождения шрам на белой груди, отмечает: "Страх всему государь". Но след ведет в провинциальный Светлогорск, где было совершено первое убийство серийщика. Моисеев на свой страх и риск едет разбираться туда один.
В провинциальном городке, красивом своей величественной дамбой, северной стылостью и общей обаятельной разрухой, от чести быть родиной маньяка отпираются как могут. Власть там в руках главного милиционера, который, кажется, навел порядок весьма сомнительными средствами. При этом воду расследования мутят все, кому не лень – папа убитой девочки, ее старшая сестра (счастливая обладательница внешности актрисы Вилковой), заезжий из Питера художник, по невероятному стечению обстоятельств рисующий портреты маленьких девочек, местный следователь (обладатель внешности крашенного в соломенного блондина актера Артура Смольянинова).
Да мутят, считай, все, потому что наш кинематограф объявил на провинцию какую-то, ей-богу, облаву. Самые гнусные типажи высовывают тревожные рыла из провинциальной действительности – уклончивые истеричные пьяницы, святые блудницы, какие-то вечные бабки с мистическим налетом, надуто-харизматичные бандиты или наоборот – столпы города. Все готовы начать учить жизни столичных пижонов, и с пол-оборота начинают демонстрировать душевные бездны. Зачем так? – спросит зритель. Ну как зачем – можем ответить мы. Это и есть наш суглинок. Неразменный пятак нашего жанрового кинематографа, наше серьезное отличие. Если действие жанрового фильма происходит в столичных Москве-Питере, то все совсем скисает. И непонятно тогда, зачем смотреть собственно русское.
Жанр у нас, как известно, прорастает очень трудно, особенно этот, страшный. И вовсе, конечно, не потому, что и так у нас все страшно, это все старомодные отговорки. Может быть, потому что в типовом триллере или детективе, как ни цинично это звучит, все должно происходить энергично, слаженно и убедительно. Пытались и создатели фильма "Тот, кто гасит свет", подтянув серьезную мужскую харизму Гуськова и Горбунова и тягучую провинциальную жуть.
Энергично. Слаженно. Убедительно. Ну сами посудите – разве этим мы тут сильны?