Бездарная экранизация первого тома молодежного НФ-цикла о нашествии пришельцев. Фильм не проходит даже минимальную проверку на увлекательность
Вторжение пришельцев уничтожило почти все человечество. Глобальное отключение электричества сделало людей беззащитными, гигантские цунами «позаботились» о жителях прибрежных регионов, а всемирная эпидемия модифицированного птичьего гриппа упокоила большую часть оставшихся в живых. Теперь инопланетяне охотятся на тех, кто чудом пережил три первые волны атаки. Четвертая волна – это «тайные агенты», люди с сознанием пришельцев, которых на глаз невозможно отличить от обычных людей. Поэтому бывшая старшеклассница Кэсси Салливан (Хлоя Грейс Морец), бредущая по лесам родного штата Огайо с пистолетом и автоматом, не может доверять никому, кого встречает по пути. Она пробирается к военной базе, куда после гибели ее родителей забрали ее младшего брата Сэма. Девушка подозревает, что мальчик попал в руки к замаскированным пришельцам и что его пытаются превратить в живое оружие.
Помните времена, когда все пытались снять свой «Крепкий орешек в…» и «Крепкий орешек на…»? Сейчас в Голливуде время, когда после ошеломительного успеха «Сумерек» и «Голодных игр» все пытаются снять свой «Школьница и…» или «Школьница против…». Как вы уже догадались, «5-я волна» – это «Школьница против пришельцев», и на первый взгляд у фильма есть все слагаемые успеха.
Первая книга коммерчески успешной трилогии в основе сценария – галочка (вышедший в 2013 году роман «5-я волна» сочинил американский писатель Рик Йенси, и у него в портфеле еще два тома приключений Кэсси). Харизматичная и известная молодая актриса в главной роли – галочка. Два привлекательных потенциальных бойфренда героини – галочка (у девушки всегда должен быть выбор!). Зловещий и смертельно опасный злодей в исполнении яркого актера – галочка (в данном случае это Лив Шрайбер в роли полковника Воша). Приличный бюджет на компьютерные эффекты – галочка. Трагичнейший зачин – жирная галочка. Уверенность картины, что на взрослых надежды нет и что только подростки могут спасти человечество, – жирнейшая галочка. Так почему же «5-я волна» вызывает не воодушевление, а оторопь?
Потому что Рик Йенси сочинил очень сложный для экранизации роман, и три работавших над фильмом сценариста провалили свою работу. «5-я волна» Йенси написана от первого лица, и главная прелесть книги – во внутренних монологах Кэсси и второго главного героя, бывшего старшеклассника Бена Пэрриша (Ник Робинсон из «Мира Юрского периода»). Эти монологи раскрывают души героев, показывают их образ мыслей, их начитанность, их мрачное чувство юмора… И, конечно, их переживания того, что случилось с ними и с их семьями. Сюжетная канва книги слабее, чем внутренние монологи героев, а те слова, которые персонажи произносят вслух, отражают лишь малую толику того, что творится у них в головах. Поэтому, когда сценаристы почти полностью отказались от закадровых голосов и ничем этот отказ не скомпенсировали, они буквально выплеснули с водой ребенка. Ведь без постоянно роящихся мыслей в голове Кэсси – не интересная героиня, а банальнейшая «блондинка с автоматом».
И добро бы она из этого автомата стреляла! Казалось бы, вырезав из «5-й волны» внутренний мир героев, создатели экранизации должны были поднажать на драматичный экшен – расширить книжные боевые сцены и придумать новые схватки и перестрелки. Однако они поступили ровно наоборот – сократили и вычеркнули! Сильнее всего пострадал финал, что совершенно недопустимо – фантастический блокбастер должен заканчиваться на как можно более мощной ноте. «5-я волна» же завершается пшиком с минимальным боевым участием Кэсси. То есть «большой бум» в конце есть, но героиня к нему отношения не имеет, и взрываются не полчища врагов, а стены эвакуированной и больше никому не нужной базы. Война против бетона – новое слово в драматургии… И если вы полагаете, что до этого момента героиня как заведенная косит злодеев, то вы слишком хорошо думаете о картине. Не будем говорить точно, сколько существ Кэсси убивает, но Борису Ельцину хватило бы пальцев на искалеченной руке, чтобы их посчитать. Это не боевик, это позор!
Кстати, о Кэсси. Пригласив на эту роль Хлою Грейс Морец, продюсеры фильма допустили большую ошибку. Да, Морец выглядит как привлекательная старшеклассница, и если бы она была дебютанткой, к ее найму не было бы никаких существенных претензий. Но Морец не дебютантка. У нее немаленькая фильмография, и в ней почти сплошь роли не просто крутых, а суперкрутых девчонок типа Убивашки из боевика «Пипец». Поэтому Кэсси с ее лицом смотрится так же нелепо, как если бы Арнольд Шварценеггер в 1990 году сыграл простого парня, который едва умеет держать в руках оружие и который восторженно смотрит, как опытные солдаты делают свое дело. Продюсерам надо было либо нанять кого-то с менее боевым резюме, либо позволить Кэсси хотя бы к концу фильма превратиться в «машину смерти» и порадовать фанатов актрисы.
Вообще, сценарных промахов в «5-й волне» так много, что их можно перечислять бесконечно. Взять образ упомянутого выше полковника Воша. Мы назвали его главным злодеем, поскольку в фильме это не спойлер – Вош с первого появления в кадре ведет себя злодейски. В книге же дурные поступки Воша получают рациональное «положительное» обоснование, что заставляет читателей теряться в догадках по поводу его истинной сути. Это существенно для повествования, поскольку делает потенциально неожиданными позднейшие сюжетные откровения. Напротив, в фильме зрители задолго до персонажей осознают, что на самом деле происходит. И публика не раскрывает вместе с героями сюжетные тайны, а ждет около часа, пока до персонажей как до жирафов дойдет, чем Вош занимается.
А как вам то, что из фильма вырезаны книжные объяснения, как физически устроены пришельцы, и рассказ о том, что среди инопланетян есть политические фракции, различающиеся по их отношению к покорению Земли? Согласитесь, это важнейшая информация, и для нее нужно было выкроить пару экранных минут!
Однако самый непростительный грех сценаристов – подача любовной линии. В книге она, надо признать, далека от совершенства, но романтические сцены куда хуже. Они вызывают не умиление, а нервный смех – настолько они нелепы и неправдоподобны и настолько они слабо написаны. В частности, из них следует, что Кэсси столь обворожительна, что один взгляд, брошенный на ее чумазую физиономию, может заставить инопланетянина (который, заметим, отнюдь не гуманоид) беззаветно влюбиться и начать убивать сородичей. Конечно, любовь с первого взгляда – основа основ романтического кино, но не до такой степени! В книге персонаж доходит до предательства и страстной любви после продолжительного знакомства с героиней, и у его действий есть дополнительные обоснования. Это куда правдоподобнее и естественнее. И если уж создатели фильма решили так упростить повествование, то надо было взять на роль Кэсси сногсшибательную красотку, а не Морец, которая скорее обаятельна, чем модельно красива.
Как видите, занимательные фантастические идеи, которые Йенси вложил в книгу, теряются в окружении слабых и глупых сцен, скудость экшена раздражает поклонников боевиков, а несуразность романтических эпизодов выводит из себя ценительниц любовных историй. В результате получается кино, которое может понравиться лишь самому невзыскательному зрителю. Ну, или тем, кто одержим Морец и кому не важно, что она делает в фильме – главное, чтобы она была в кадре.
С 21 января в кино.