Сезон отпусков — самое время обеспечить себе тематический просмотр. Для тех, кто не может просто взять и отдохнуть и постоянно ищет причины понервничать, собрали картины про кошмары на курортах, которые заставят вас вцепиться в лежак. Противостояние двойникам, затаившееся в лесных домиках зло и красивые виды на фоне входят в наш киношный all-inclusive.
Главный герой — писатель Джеймс Фостер (Александр Скарсгард), чей последний роман вышел давным-давно и не принес автору всемирную славу. Он живет за счет богатой жены Эм (Клеопатра Коулман), которая и отвозит горе-творца в резорт-отель в авторитарной стране Ла-Толке. Встреча с фанаткой Гэби (Миа Гот) в отпуске не может сулить ничего хорошего, а пикник с поклонницей за территорией гостиницы — тем более. Череда необъяснимых событий приводит к тому, что Фостеру придется убить себя — точнее, своих бесчисленных двойников и вместе с копиями похоронить творческий кризис.
Если в поисках вдохновения вы сбегаете на море, слоняетесь по маленьким городам и пытаетесь утопить беспомощность в all-inclusive баре, то «Бесконечный бассейн» — кино для вас. Брэндон Кроненберг снял бэд-трип с хрупким мужским эго в главной роли: Александр Скарсгард был рожден, чтобы ползать в ошейнике, а Миа Гот отлично справляется с ролью группи-доминатрикс.
Джордан Пил тоже использует двойников в качестве антагонистов. После его картин не захочется ни жить на ферме посреди пустыни, ни знакомиться с родственниками возлюбленной, ни отдыхать в коттедже у озера с семьей. По сюжету «Мы» Аделаида (Лупита Нионго) вместе с мужем и двумя детьми отправляется в долгожданный отпуск, но кое-кто решает нарушить идиллию: двойники семейства, появившиеся в тусклом ночном свете.
«Мы» — своеобразное издевательство над теми, кто не умеет отдыхать. Пил использует классический, но оттого не менее пугающий мотив доппельгангеров и закладывает в дуальность все неуютные темы. Ведь вместо того, чтобы нежиться под солнцем, Аделаида впадает в панику, когда сын пропадает из виду. Режиссер загоняет героев в узкие коридоры и зеркальные лабиринты, а зрителю оставляет свободу трактовок: что значит цитата из Библии и почему Аделаида так зловеще смеется? Почему вы позволяете кому-то собой управлять? Кто на самом деле ваш враг?
Семейная пара в исполнении Гаэля Гарсии Берналя и Вики Крипс собирает чемоданы, берет детей и уезжает на райский остров. Все идет к разводу, у жены развивается раковая опухоль, и поездка, скорее всего, — последний совместный отпуск. Как это обычно бывает у М. Найта Шьямалана, покой всем только снится, и экскурсия на невероятной красоты пляж становится ловушкой, в которой время течет быстрее обычного.
Режиссера можно упрекать в использовании одних и тех же приемов на протяжении всей карьеры, но вот в чем дело — они работают, как швейцарские часы. Когда дети главных героев внезапно взрослеют, зритель жалеет о том, что не наслаждался поездками в Турцию с родителями. Шьямалан пытается объяснить на пальцах, насколько жизнь скоротечна и как важно ценить моменты — и в то же время сам пытается через героев рационализировать вечный бег от неизбежного. Если от безделья вам свойственно задумываться о смысле бытия и посматривать на часы, воздержитесь от просмотра «Времени» хотя бы в отпуске. Но ежели вы искали волшебный пинок, чтобы после отдыха начать жизнь заново, то доверьтесь этому фильму.
Большинство фильмов Шьямалана снято по причине «потому что я так могу». Недавно вышедший библейский триллер «Стук в дверь» сделан по такому же принципу — у зрителей появляется слишком много вопросов во время просмотра и остаются незакрытые гештальты после. Эрик (Джонатан Грофф) и Эндрю (Бен Элридж) с дочерью решают провести выходные в уединенном лесном домике, а потом случается анекдот: стучатся как-то в хижину школьный учитель (Дэйв Батиста), бармен (Руперт Гринт), медсестра (Никки Амука-Берд) и новоиспеченная мать (Эбби Кун)…
У зрителей нет времени наслаждаться лесным воздухом и наблюдать за птицами, ведь героям срочно нужно принять решение — кого принести в жертву ради спасения человечества? Шутки Шьямалана на уровне средней школы посреди кровавой бойни выглядят умилительно — хихикаешь просто от их нелепости. У режиссера получилось то ли высмеивание думскроллинга и безропотной веры говорящим головам в телевизоре, то ли запутанная библейская отсылка. Впрочем, Шьямалан позволяет зрителю расслабленно откинуться в кресле и просто наслаждаться сюжетом — понимать гениев не обязательно.
Что будет, если снять дом на Airbnb и отправиться отдохнуть с людьми, которым ты не очень-то доверяешь? Очевидно, ничего хорошего. Возможно, это болезненная история для Дэйва Франко, для которого курортный триллер-драма стал режиссерским дебютом. И несмотря на то, что сюжет столкновения двух парочек, чьи отношения на грани, мы уже сто раз видели, следить за клубком противоречий все равно каждый раз интересно.
Франко тот еще химик — умудрился смешать измены, газлайтинг, неуверенность в себе и другие побочные эффекты нездоровых отношений в одном доме. Дебют опасно заигрывает с психологическим хоррором — на этой арене есть игроки сильнее (и страшнее). Скорее всего, целью фильма было потрепать нервы, но в итоге зритель весь просмотр задается вопросом: «Вы что, обкурились?» – что тоже неплохо. Но мы говорим про кино для отдыха, а с этим титулом «Кто не спрятался» справляется отлично — триллер развлечет вас на полтора часа, но не оставит тянущего ко дну бассейна ощущения тревоги.
Вам достался билет во времена, когда Алекс Гарленд писал книги, Дэнни Бойл был в расцвете сил, а Леонардо ДиКаприо носил титул главного похитителя сердец. Творческая триада объединилась в «Пляже» — экранизации одноименного бестселлера Гарленда.
Правда, результаты сотрудничества не соответствовали ожиданиям: книга долго оставалась без внимания, ДиКаприо угодил в номинацию «Золотой малины», а Бойл ломал голову над причиной низких кассовых сборов. Возможно, к тому моменту зрители уже устали от сюжетов про таинственный артефакт. Все крутится вокруг карты, которую получает главный герой от персонажа Роберта Карлайла уже после того, как тот совершает самоубийство.
Главной задачей фильма было «воздействовать на чувственном уровне», как объяснял режиссер. Наверное, поэтому от триллера здесь разве что запутанные отношения между героями и карта с секретом, а внимание забирает на себя лазурный берег. И Тильда Суинтон в роли предводительницы островной коммуны, конечно.
Иронично, что у фильма, пропагандирующего величие природы, именно с флорой и фауной и возникли проблемы — таиландские аборигены пытались защититься от киношников, ДиКаприо чуть не съела акула, а после вторжения на местный пляж началась эрозия дюн. Возможно, главная идея произведения: не нужно лезть в дебри просто потому, что у тебя есть карта.
На момент выхода фильма — 2012 год — дом в лесу уже был знакомой локацией для ценителей хоррора. Ее заезженность и подстегнула режиссера Дрю Годдарда — так родился фильм ужасов про пятерых студентов, решивших отдохнуть в лесу. Ставьте галочки: к дому ведет мрачная дорога, сам он уже давно зарос мхом, в подвале прячется вечное зло, а дед на заправке не советует детишкам ехать дальше.
Современного зрителя, съевшего собаку на подобных хоррор-бинго, «Хижина» все равно сможет удивить: несмотря на предугадываемые тропы, фильм соединяет в себе издевательство над жанром по примеру «Крика» и серьезный тон «Ночи живых мертвецов».
Прелесть фильма в том, что следующий шаг легко предугадать, но за каждый набранный балл вам дарят неожиданный бонус — например, эротическая сцена точно произойдет, но кто станет возлюбленными? Когда вы устанете лежать на пляже, греться под солнцем и захотите адреналина, «Хижина» отлично подойдет. Здесь нет героев с поразительно глубоким цепляющим внутренним миром, монстров страшнее кроненберговских, да и вообще фильм не воспринимает сам себя как солидную картину. И вам не стоит.
Хоррор Джима Гиллеспи стал успешным последователем молодежных слэшеров и грозой эксплуатационного кино. Подростки, которые сначала делают, а потом думают, сбивают рыбака и по дурости сбрасывают тело случайной жертвы в море. Через год приходит письмо: кто-то знает о содеянном. С не очень тайного послания начинается череда кроваво-мясных убийств. Остриженные ночью волосы, надписи на зеркалах, высокая тень в толпе — полный набор тинейджерского кошмара, в который взрослые не верят, а ровесники ничем не могут помочь.
Экранизация романа Лоис Дункан подарила нам страх перед городскими фестивалями и убийцу с одним из самых смешных прозвищ в истории фильмов ужасов. Картина продолжила перерождение молодежного слэшера и завоевала внимание зрителей через год после выхода эпохального «Крика». Фильмы выбрали один путь к страху зрителя, но прошли его по-разному: «Я знаю…» пытается разговаривать со зрителем серьезным тоном, а картине о невезучих по собственной вине подростках это ни к чему.