Первый украинский полнометражный мультфильм не соблюдает базовые повествовательные законы и учит детей воровать
Первый украинский полнометражный мультфильм не соблюдает базовые повествовательные законы и учит детей воровать.
Раз в сто лет волшебная птица Алконост сносит яйцо, которое может исполнить заветное желание его обладателя. Чтобы определить, кому достанется это яйцо, птица устраивает состязание между чудовищами вроде Змея Горыныча и Вия. Однако повелитель кошмаров Бабай не хочет ни с кем соревноваться. Он просто похищает яйцо, и по стечению обстоятельств оно оказывается в доме простых старика и старухи. Те загадывают желание: «Хотим внучку, чтобы помогала по хозяйству», и из яйца вылупляется очаровательная девчушка Светланка, которая быстро вырастает в девочку-подростка и в самом деле начинает помогать «деду» и «бабке» по дому. Тем временем Бабай и прочие монстры, упустившие свой шанс, пытаются разузнать, что стало с яйцом и можно ли еще его использовать.
В советские времена украинская студия «Киевнаучфильм» нарисовала немало замечательных мультфильмов. Цикл о казаках, «Приключения капитана Врунгеля», «Алиса в Стране чудес»/«Алиса в Зазеркалье», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ»… Это были произведения, которыми можно и нужно было гордиться. Любой советский ребенок прилипал к экрану, когда по телевизору в очередной раз показывали эти хиты (к сожалению, это случалось не так часто, как детям хотелось).
После распада СССР студия получила новое название «Укранимафильм», и с тех пор главным словом в новостях о ней было слово «банкротство». Особенно в последнее десятилетие, когда украинские журналисты чуть ли не каждый год писали, что в этот раз студию точно обанкротят и приватизируют. Однако «Укранимафильм» не умерла, осталась государственной и даже умудрилась выпустить первый украинский полнометражный мультфильм «Бабай» (в России картина идет в дублированной версии, и об ее происхождении напоминают лишь украинские титры и редкие украинские надписи в кадре).
Честь и хвала? Бесспорно, художники студии заслуживают уважения за то, что работали над многострадальным «Бабаем» даже тогда, когда им за это не платили. И, безусловно, «Укранимафильм» идет единственно возможным путем, переключившись с создания короткометражек на рисование полнометражных лент и мультсериалов (в сущности, студия идет по тому же пути, которым уже прошла наша «Мельница»). Но преданность искусству и верно выбранное направление творчества не гарантируют результат. А результат, не побоимся этого слова, чудовищный.
Зная печальную историю создания «Бабая», мы просто не можем критиковать его за старомодную двухмерную анимацию и аляповатую расцветку в духе «взрыв на фабрике психоделиков». По крайней мере, лента смотрится сравнительно компетентно – этого вполне достаточно для первого полнометражного эксперимента. Но вот сценарий… Сценарий «Бабая» оправдать невозможно.
В чем основной закон создания фильмов для маленьких зрителей? Ни в коем случае не пытайтесь их запутать. Выберете одного персонажа, назначьте его главным героем и стройте сюжет вокруг него – вокруг его приключений, его мыслей, его чувств, его точки зрения на мир. Казалось бы, проще простого, азы профессии. Но «Бабай» их нарушает! Кто, скажем, его главный герой? Жанровая традиция подсказывает, что Светланка, название фильма утверждает, что Бабай, а сама картина уделяет равное время всем персонажам и постоянно меняет точку зрения! И не то чтобы фильм просто противопоставлял позицию Светланки позиции Бабая. Нет, все куда сложнее, и у каждого персонажа своя правда. В начале фильма, например, кажется, что главный герой – Черт, подручный Ведьмы, одной из участниц несостоявшегося состязания за яйцо. В результате получается полный бардак. Зрители просто не понимают, за кого им «болеть», чья это история и какой ее финал будет счастливым. Последнего, впрочем, не понимали и авторы фильма. Иначе бы они не завершили «Бабая» в духе финала «Монти Пайтона и Священного Грааля».
И это еще цветочки! На всем протяжении фильма не происходит ничего по-настоящему увлекательного или смешного. Персонажи просто бродят туда-сюда, обмениваются репликами (все больше пустопорожними), изредка совершают что-то «физическое». Еще они иногда поют. В одной из песен утверждается, что вареники лучше пельменей. Ох уж наши соседи – даже детский мультик не могут нарисовать без утверждений, что Украина лучше России…
А вот еще образчик воспитания по-киевски – все герои фильма искренне уверены, что если нужно переправиться через речку, а денег на паромщика нет, то нужно паром угнать и даже не извиниться. И хуже всего не то, что мультфильм для самых маленьких учит плохому, а то, что сцены с паромщиком – самые драматичные во всем «Бабае». Потрясающе – за годы работы над лентой никто не придумал ничего напряженнее, чем перепалка из-за оплаты проезда!
С 11 декабря в кино.