О причинах провала новой «Фантастической четверки» разговоры будут вестись еще очень долго, но вряд ли мы когда-нибудь точно узнаем, что же творилось на площадке такого, что лента оказалась столь слабой. Версия о том, что со своей задачей не справился режиссер Джош Транк, выглядит вполне убедительно
Шлейф скандальности тянется за знаменитым французским режиссером уже полвека, с тех самых пор, как в 1963 году Жан-Люк Годар серьезно повздорил с Брижит Бардо, после чего актриса назвала условия на площадке «невыносимыми». Самыми тяжелыми впечатлениями от работы с Годаром над картиной «Имя Кармен» делилась Марушка Детмерс, а Франсуа Трюффо и вовсе мог в 1973 году похвастать синяками и ссадинами, полученными в драке с Годаром, причиной которой, конечно, послужили творческие разногласия. Весь этот набор слухов, сплетен и документально подтвержденных конфликтов привел к тому, что к закату своей карьеры Жан-Люк Годар остался практически без звезд в своих новых фильмах. Впрочем, его это и не пугает. Приевшиеся лица его авангардным работам теперь могут только помешать.
Имеющий за своими плечами лишь пять полнометражных фильмов тунисский француз Абделатиф Кешиш заставил мир выучить произношение своего имени после того, как в 2013 году его «Жизнь Адель» была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Канн. Эротическая драма произвела впечатление на многих зрителей, но наибольший шок испытали исполнительницы двух главных ролей, Леа Сейду и Адель Экзаркопулос. По их словам, сексуальным сценам в изначальном плане съемок не придавалось большого значения, однако накануне «обнаженки» требования режиссера вдруг изменились, а актрисам пришлось на ходу вживаться в необычные для себя пикантные роли. Лишь несколько месяцев спустя после выхода ленты на экран Леа и Адель заговорили о всеобщей неловкости и ужасе происходившего на площадке, в один голос актрисы заявили, что больше у Кешиша сниматься не будут. И никакими призами их теперь не заманишь.
Мало какой режиссер удостаивается в свой адрес стольких нелестных слов от коллег по съемкам, сколько выпало автору «Аватара». После работы над «Бездной», например, вся съемочная группа нарядилась в футболки с надписью «Меня ничем не напугаешь, а работал с Джеймсом Кэмероном». И ведь было отчего так писать – избыток хлора в воде на съемках многим причинил вред здоровью, а Эд Харрис едва не утонул. И ладно бы все беды выпали «Бездне»… На «Титанике» Кейт Уинслет так перенервничала, что зареклась работать с Кэмероном, «Терминатор 2» едва не стоил жизни самому режиссеру, устроившему аварию с вертолетом, а уж каких только инфекций не нахватались актеры и стафф на съемках «Пираньи 2» и «Чужих», страшно упоминать. Тем не менее самый кассовый режиссер в истории может себе позволить небольшие слабости, тропа желающих попасть к нему в команду не пустеет уже много лет.
Известный своей страстью к перфекционизму Майкл Манн часто повергает в шок своих коллег по съемочной площадке. Широко известна история о том, как Манн снимал эпизод в доме Мохаммеда Али, расположенном недалеко от аэропорта Майами. Продюсеры настаивали на том, чтобы группа переместилась в студию или более спокойные декорации, но Манн продолжал снимать, несмотря на то что каждые 20 секунд все вокруг сотрясалось от грохота заходящих на посадку самолетов. Работая над «Полицией Майами», Манн едва не подрался с Джейми Фоксом, на съемках «Джонни Д.» его споры с Джонни Деппом привели к тому, что они теперь не разговаривают друг с другом. Новые фильма Майкла Манна не столь сильны, как «Схватка» или «Свой человек», но при наличии хорошего сценария он по-прежнему может снять крепкую картину, пусть и поссорившись с парой человек.
Один из самых темпераментных режиссеров современного Голливуда Дэвид О. Рассел не один раз попадал на передовицы пишущих об индустрии кино изданий, с его характером справиться не могут даже самые тяжеловесные звезды. Так, Джордж Клуни говорит о процессе съемок «Трех королей» как о «по-настоящему худшем впечатлении всей его жизни». И если это Рассел как-то смог вынести, то утечка в Сеть видео его скандалов с актрисой Лили Томлин на площадке «Взломщиков сердец» режиссера буквально взбесила. Многие говорят, что такого потока брани они не слышали даже в самых суровых районах Бронкса, но Расселу все нипочем. Троекратный призовой выстрел «Бойцом», «Моим парнем – психом» и «Аферой по-американски» сделал постановщика одним из самых востребованных и желанных режиссеров новой современности.
Казалось бы, опытным маститым актерам не о чем беспокоиться, подписывая контракт на фильм, который будет снимать Брайан Сингер – его методы лишь вскользь были упомянуты как «специфические» Иэном МакКелленом, а Холли Берри всего однажды упомянула об отдающем расизмом высказывании режиссера, но это лишь одна сторона медали. Темную свою половину Сингеру не удается отмыть уже несколько лет. Претензии к постановщику связаны с непрекращающимися уже несколько лет преследованиями Сингера за якобы имевшие место сексуальные посягательства на несовершеннолетних подростков. Ноги у этих сомнительных слухов растут еще из 1997 года, когда на съемках «Способного ученика» режиссер был слишком придирчив к сцене в душе с участием тинейджеров, время от времени возникают и другие слухи, но до серьезных обвинений дело пока не дошло.
Были времена, когда истории о конфликтах или наркотических буйствах Оливера Стоуна получали огласку в прессе едва не большую, чем фильмы, им снимаемые. Интернет «помнит» о драке Стоуна с Джейми Фоксом на съемках «Каждого воскресенья», о спорах, едва не приведших к увечьям, режиссера с Квентином Тарантино, недовольным переделкой своего сценария «Прирожденных убийц», о жалобах Шона Пенна на свинское отношение к себе со стороны постановщика на «Повороте». Даже скромная Блэйк Лайвли по окончании работы над «Особо опасными» всей съемочной группе подарила футболки надписью «Я пережил Стоуна», выразив мнение всех участников тяжелых съемок. Почти два десятилетия фильмы Оливера Стоуна не получают больших наград, но это не останавливает ни режиссера, ни актеров, желающих приобщиться к прекрасному, несмотря на тяжелый характер режиссера.
Свое отношения с актерами на съемочной площадке Ларс фон Триер давно выразил в очень простой фразе: «Артисты – это единственное препятствие, которое стоит между режиссером и хорошим фильмом». Если кому-то этого было недостаточно, чтобы понять, с кем придется иметь дело, то вот вам еще примеры. «Переговорами с террористами» назвал Триер общение с Бьорк во время работы над «Танцующей в темноте». Пол Беттани пошел на открытый конфликт с постановщиком после того, как узнал, что работа над фильмом не подразумевает репетиций. Но наибольший шок от приемов Ларса фон Триера испытал Джон Си Райли – он буквально сбежал с площадки «Мандерлея», когда узнал, что ради красивого кадра Триер готов убить живого ослика. Все это ничуть не пугает других актеров, достаточно посмотреть на актерский состав «Нимфоманки», чтобы понять – звезды готовы мириться со многим ради шума в прессе.
Еще один известный перфекционист, знакомый многим поклонникам кино, – режиссер Дэвид Финчер. Причем его методы работы особенно болезненны для актеров – Финчер частенько практикует снимать по 15-20 дублей, но в картину при этом берет первый или второй. На вопрос Джейка Джилленхола, зачем постановщик так с ним поступает на площадке «Зодиака», Финчер ответил просто: «Мне хотелось увидеть, доведу ли я тебя до слез». Не слишком счастливыми оставались на площадке и Брэд Питт в «Семи» с Беном Аффлеком в «Исчезнувшей», обоих режиссер приводил в бешенство. Полагаем, что таким хитрым образом Финчер «мстит» за «Чужого 3», от которого его отстранили перед окончанием съемок. Теперь у режиссера все под контролем.
Отношения с актерами режиссера «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина частенько оказывались такими, что экзорциста хотелось вызвать прямо на съемочную площадку. От постановщика пострадали Аль Пачино, обвиненный Фридкином в непонимании профессии актера, Джин Хэкмен, который работал не в том ритме, да и Мэттью МакКонахи на «Киллере Джо», последнем на сегодня фильме Фридкина, отхватил от мэтра не раз и не два. Но все это меркнет перед историей съемок легендарной картины 1973 года. Для пущей убедительности Фридкин яростно сдавливал связанную Эллен Берстин, чтобы заставить ту кричать, бил актеров по лицу, чтобы запечатлеть в кадре искреннее недоумение, наконец, декорацию спальни Риган он построил внутри морозильной камеры. Дьявол, а не режиссер!