Общий прикол всегда небезоснователен, а ""Бессмертные: Война миров" Энки Билала -- один из самых прикольных фильмов текущего момента. Можно себе представить, какие основания типа марксистской базы так и тянет под него подвести. Но и на самом деле рядом с Энки Билалом далеко в коридоре курят голливудские штучки того же рода -- Спилберг со своим "Особым мнением", Джон Ву с такой лабудой, как "Час расплаты", и Родригес -- с такой, как "Дети шпионов 3", а также все "Матрицы", включая даже первую как образцово-показательную. По уровню стиля француз славянского происхождения уступает лишь "Авалону" японца Мамору Осии, но по степени охвата, так сказать, "фикшна" и "сайенса" и того превосходит...
Практически вписывается в "отцов-основателей" кинематографа, в творцов и в первоосновы, хотя с таким материалом еще в 2000 году трудно было поверить, что это вообще – творение.
Но не исключено, что за чисто высокотехнологичным зрелищем с всего несколькими живыми в кадре, однако сильным и разрастающимся личным началом за всеми кадрами, кроется все будущее кинематографа. В 2095 году – ровно в двухсотый год от появления кино – на Земле жуткая разруха (нарисованная трехмерно в грязно-серо-экспрессионистском духе), и все люди бессмертны (ценой превращения в культово-юных зомби с пересаженной кожей, легкими, почками и т.п.). Корпорация "Евгеника" (евгеника – старинная наука об улучшении человеческой породы) победила даже пришельцев, и всем правят самые бессмертные главные буржуины на верхнем этаже распадающегося Нью-Йорка (одетые как с картинки глянцевого журнала). Но однажды глава корпорации замечает: "Да блин. Мало того, что объявился серийный убийца и в нью-йоркском небе висит натуральная пирамида, и откуда она там висит. Так еще из воздушной тюрьмы стали выпадать капсулы" (зэки там десятилетиями спят в космических гробах). И завязывается триллер-мистика-мелодрама-комедия в одном флаконе, так что ни на секунду нескучно, потому что все жанры не то чтобы хороши, а все они – только жанры, и все они есть, и еще много чего есть.
В отличие от привычных футурологических комиксов, где в "инобытие" переносится какая-нибудь жалкая частность, один-другой "больной вопрос" или вообще никаких, а так – чистая развлекаловка ("Блэйд", "Сорвиголова", "Человек-паук"), "Бессмертные" посягнули на новую космогонию. Там дело не в "вопросах", а в общей картине мира, без которой цивилизация хотела обойтись практически весь 20-й век, благодаря чему уже к началу 21-го приехала в довольно безрадостное состояние. Космогония во многом получается, поскольку Энки Билал экранизирует собственные "культуртрегерские" комиксы ("Ярмарка бессмертных", "Женщина-ловушка"), поскольку в кино добавляет к личному культурному контексту монтаж аттракционов, и за счет полной сочетаемости хай-тека с его специфической профессией есть что к чему добавлять. Шибко умный был, много ответов знал.
Первые двадцать минут ничего не соображаешь, потом ловишь кайф от всего. От живописной стилизации стандартных взрывов и полетов. От совместимости скепсиса с хэппи-эндом. От того, что в 2095 году в распадающуюся цивилизацию пришли именно египетские боги (в пирамиде сидели Анубис и Бастет, а на землю сослали Гора). А кому еще приходить, если они – из працивилизации и прямо связаны с космосом? Пришельцы так и остаются на уровне попсы, как оно и есть на самом деле, но за египетскими богами так и остается тайна, как тоже есть на самом деле. Кайф далее от того, что христианский бог из цивилизации удаляется. Живите, мол, сами, ничем не могу помочь. И это правильно, поскольку тайна христианского бога тоже не раскрыта. От четких общих установок частные супер-герои – инопланетянка и выпавший зэк – надежно обоснованы, и можно все – убийства расследовать, от чудищ спасаться и сексом заниматься, и превращаться бог знает во что. Притом супер-живых Томас Кретшманн (Никополь) и Линда Арди (Джилл) играют правильно. Арди – действительно супермодель, Кретшманн действительно харизматичен, поскольку не так давно в "Пианисте" ухитрился стать единственным положительным героем, будучи эсэсовцем. Правильно третьей живой оказалась Шарлотта Рэмплинг. Кино до сих пор ее боится так же, как время боится пирамид.
Самый полный кайф оттого, что весь юмор идет впроброс. Кто не успел – тот не заржал, а мы вам тут палец показывать не будем, у нас палец неглавное, у нас главное – интонация. Кому еще быть одной из немногих женщин во всей Вселенной, способной родить от бога, как не Джилл-Мальвине с голубыми волосами? Кому еще спасать Мальвину, как не Железному Дровосеку-Никополю? Что им пить в абсолютно киношном мире ("Метрополис", "М", "Кинг Конг", "Сталкер", "Город потерянных детей" и вплоть до "Пятого элемента"), как не водку "Тарковский"? Чем им разговаривать, кроме стихов Бодлера, который еще в предисловии к "Цветам зла" полтораста лет назад поставил диагноз сегодняшней цивилизации (читайте предисловие)? Смешна именно узнаваемость тысячи мелочей – от обслуги в виде босховских уродцев до плывущих по воздуху электрических текстов. Это ж надо, чтоб в "инобытии" так все произрастало именно из сегодняшней реальности. Она все-таки жизнеспособна.
Не устраивает лишь вульгарность некоторых картинок. Ну, представить последний оплот, Врата Исхода в виде царства Снежной королевы – это несколько чересчур. И по цвету порой вылезает американщина. Кроме того, высокие технологии во многом недозрели, хотя Энки Билал извлек из них максимум. С другой стороны, проскакивающая вульгарность лишь увеличивает разнообразие, делая нецельность изображения, отсутствие единства стиля принципиальными вещами.
"Бессмертные" – это открытый мир, диалогичный, провоцирующий публику на соучастие в чем-то новом. Такое решение оправдывает недозрелость и резко отличает фильм от предыдущих, вполне традиционных кинофантазий Билала ("Бункер Палас-отеля", "Тико Мун") И его бюджет в 22 млн. евро начинает казаться больше, чем 220 млн. долларов.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.