Видеоигры и кинематограф – два сферы искусства с множественными точками пересечения. Игры часто вдохновляются фильмами, цитируют их и подшучивают над ними, а киноленты, в свою очередь, адаптируют идеи и оставляют оммажи на видеоигровую продукцию
eXistenZ
1999 год. Через месяц выйдет «Матрица» и перекроит поп-культуру и модные тренды на свой лад, причем как в кинематографе, так и в видеоиграх. К этому времени Дэвид Кроненберг перенес на пленку весь свой угрожающий арсенал – взрывающиеся головы из «Сканнеров», засовываемые в абдоминальную область видеокассеты из «Видеодрома», депрессивную деконструкцию отношений из «Мухи», тараканьи наркотики и жучиные пишущие машинки из «Обеда нагишом», гинекологические инструменты для женщин-мутантов из «Связанных насмерть» и, наконец, сексуальные перверсии из «Автокатастрофы». Но это был еще не конец: у мэтра боди-хоррора остался кое-какой пугающий реквизит.
eXistenZ – игра, основанная на принципах виртуальной реальности. Забудьте дурацкие геймпады и вызывающие головокружение VR-шлемы. Только органика! Чтобы сыграть, вам потребуется специальный разъем, иначе говоря, дыра в крестцово-поясничном отделе позвоночника. В разъем вставляется шнур, подсоединенный к контролирующему поду, – естественно, все сделано из «метаплоти». А теперь попробуйте отличить реальность от игры! Но будьте осторожны: eXistenZ обладает неслыханной аддиктивностью.
Heroin Hero
В 11-м сезоне культового мультсериала целая серия посвящена выстебыванию гитарного симулятора Guitar Hero (собственно, сам эпизод называется Guitar Queer-O). Поскольку параллели очевидны, нам гораздо интереснее другая игра из того же эпизода – Heroin Hero.
Игрушка сделана с видом от первого лица, а ее геймплей прост до идиотизма: нужно догнать розового дракончика, бегущего сквозь магический лес. А, ну и периодически колоться героином. Никаких очков, никакого ограничения по времени, знай себе бегай за драконом да изгоняй стресс. Поговаривают, что мифическое существо никому еще не удалось поймать, зато известно как минимум о двух персонажах, получивших серьезную зависимость от Heroin Hero.
Данная вымышленная видеоигра примечательна прежде всего своей вычурной рекурсией: бегать за драконом (chasing the dragon) – не что иное, как сленговое обозначение героиновой инъекции. Отличная иллюстрация для зависимости от видеоигр, в которых люди ловят кайф, последовательно нажимая одни и те же кнопки.
На самом деле с видеоиграми все гораздо сложнее, и данный эпизод сериала – очередной толстый троллинг Трэя Паркера и Мэтта Стоуна. Весьма эффективный и действительно смешной, надо отметить.
Nirvana
Джимми Дини – гуру в мире разработчиков видеоигр. Прямо Синдзи Миками, только на порядок круче. Его последнее творение – интеллектуальную вещь под всеобъемлющей вывеской Nirvana – заразили невиданным вирусом, вследствие чего главный герой игры Соло обрел самосознание. И теперь несчастный протагонист бьется о беспощадные рамки геймплея и левел-дизайна, умоляя Джимми прекратить его мучения и снести игру ко всем чертям, ибо только так Соло может обрести покой. И это не единственная сюжетная линия фильма.
Бескомпромиссный киберпанк Сальватореса нес внутри себя ядро из мощных идей, роскошного дизайна и интеллектуального порога вхождения, но совершенно не желал подстраиваться под удобную для просмотра структуру. Поэтому на момент выхода в прокат западные критики, обзевавшись на пресс-показах, растерзали картину. Как и многие культовые картины, своего зрителя «Нирвана» нашла на видео.
Концепция ожившего видеоигрового персонажа реализована у итальянского режиссера весьма философски: в 90-е индустрия еще была открыта для экспериментов и еще не превратилась в конвейер, который правит балом в наше смутное время. Представьте свою реакцию, если бы к вам обратился Трэвор из GTA V.
Avalon
Человечество медленной, но уверенной поступью бредет в сторону собственного заката. В мире не осталось ни красок, ни чувств, а слабая воля к жизни/существованию в людях теплится, кажется, лишь в силу генетически унаследованной от предков привычки. Одно из последних пристанищ для изъеденных апатией и депрессией умов – ролевая игра «Авалон». В ней есть и экшен, и передовая графика (технология виртуальной реальности, как-никак), и ролевые элементы, и строгая иерархия, и возможность заработать на жизнь: игровая валюта конвертируется в «материальную». Но есть и аддиктивность (достаточно распространенный мотив, не находите?), а некоторые игроки навсегда оставляют свое сознание в «Авалоне», впадая в безнадежную кому в мире реальном. Девушка Эш – выдающийся геймер, однако ее амбиции устремлены на самый верх – уровень Special A, о котором много перешептываются, но ничего доподлинно неизвестно. И, если верить слухам, проиграешь на этом уровне – назад пути уже не будет.
«Авалон» Мамору Осии, создателя легендарного «Призрака в доспехах», – хрупкий гибридный цветок, созданный польско-японской командой. Широкого распространения он не получил, хотя заслуживает самого пристального внимания: идей и отсылок в нем с лихвой хватит картины на три. Тем более что сейчас как никогда актуален конфликт между «действительной» и цифровой реальностью, а вопрос «так ли много может предложить реальный мир» становится все более острым.
Brainscan
Старшеклассник Майкл – типичный школьный изгой, основной круг общения которого – это хорроры, видеоигры и единственный друг по имени Кайл с аналогичными увлечениями. Именно благодаря Кайлу протагонист узнает о новой крышесносной игре с чудовищным названием Brainscan. Первый же запуск «Сканирования мозга» превосходит все ожидания: графон – лучше чем в жизни, ощущения игры за убийцу-психопата – непередаваемые! Вот только игровые убийства почему-то дублируются в реальности, что не может не тревожить даже такого равнодушного к социуму подростка, как Майкл.
Сценарий к этой ленте написал Эндрю Кевин Уокер – он же через год создаст скрипт к известнейшему триллеру «Семь». Откуда у него возникла идея убийственной видеоигры, гадать не приходится. Mortal Kombat и Doom, вышедшие в 1992 и 1993 годах соответственно, поставили чувствительную общественность на уши уровнем графического насилия. Простым перемыванием косточек в газетах дело не закончилось: в 1994-м была создана специальная рейтинговая комиссия ESRB, призванная хоть как-то контролировать то, во что играют детишки. «Сканирование мозга» – не что иное, как эксплуатация расхайпованной темы. С картиной можно было бы сделать множество интересных вывертов, но постановщик Джон Флинн свою работу выполнил на редкость прямолинейно. Ничего плохого про фильм не скажешь – это честное развлечение, но не более того. Отдельное спасибо скажем за саундтрек: Primus, Mudhoney, Pitchshifter, Butthole Surfers – столько классики в одном фильме!
Stay Alive
Хатч унаследовал коллекцию видеоигр своего почившего друга и заядлого геймера Лумиса. Среди дисков парень находит игру Stay Alive и приглашает корешей помянуть Лумиса совместным прохождением. Но на деле Stay Alive – не столько игрушка, сколько проклятие кровавой графини Батори, перед смертью поклявшейся отомстить людям.
Сегодня видеоигры и кинематограф никак не хотят уживаться вместе в кадре точно так же, как и в 2006-м, когда в прокат вышел «Остаться в живых». Хоррор-лента, выпущенная под крылом Disney, была разорвана критиками на джибсы (сленговое обозначение кровавых кусков мяса, используемое в Doom-коммьюнити), что не помешало ей собрать вполне приличную для 9-миллионного кино кассу. Однако бокс-офис – чуть ли не единственное достоинство фильма. Поклонники фильмов ужасов были разочарованы отсутствием саспенса и расчлененки (с PG-13 в середине нулевых особенно не разгуляешься), рядовые зрители остались недовольны плоскостью сюжета и мельтешащей картинкой, а фанаты видеоигр недоумевали, как можно было засунуть столько ляпов в один фильм (больше всего досталось Silent Hill). Да и графиня Батори, переехавшая в Новый Орлеан через 200 лет после своей смерти, – как-то натянуто.
Говоря по чести, тру-геймеры прошли бы Stay Alive под пиво за один вечер. Очевидно, что герои картины были жуткими казуалами.
Society
Society (или просто «Общество») – эволюция The Sims, вымахавшая до гротескных масштабов. Вместо того чтобы управлять своими цифровыми аватарами, геймеры в мире будущего управляют настоящими людьми. С «живыми симами» можно делать все, что в голову взбредет, и при том абсолютно легально: любой может сдать свое тело в Society на оговоренный срок за денежку. Воистину: киберпанк, который мы заслужили!
Пока истеричные пуритане сочиняли памфлеты о вреде жестоких видеоигр, дуэт Невелдайн/Тейлор создал действительно интересную концепцию с отсылкой на реально существующую успешную игровую франшизу. Это элегантно, это зловеще, это пугающе… Черт, да мы же тут все свои, давайте без обиняков: это интригующе. Только не говорите, что вам ни на секунду не захотелось попробовать сыграть в Society!
Slayers
И снова «Геймер» от хулиганов от режиссуры Марка и Брайана. Это не из-за большой любви к фильму с Джерардом Батлером: ребята действительно врубаются в то, о чем снимают.
Итак, Slayers. Забудьте про Overwatch, Battlefield, Call Of Duty и прочий детский сад. Тут все серьезно: игроки управляют настоящими заключенными и участвуют в настоящих баталиях. Топ-геймерам – почет, рекламные контракты и всеобщее внимание. Общественности – хлеб и кровавое зрелище. А заключенным – маячащая на горизонте свобода: если живой аватар игрока пройдет через 30 боев и не погибнет, то его признают реабилитированным перед обществом. Как говорил Чувак из Postal 2: «И чего только эти разработчики игр не придумают, чтобы заработать лишний бакс!»
Опять-таки здесь уместны те же хвалебные эпитеты, что и в случае с Society. Невелдайн с Тейлором не только придумали игру, в которой Deathmatch – это действительно deathmatch (тут не нужно быть гением), но и вставили эту идею в рамку современных социальных реалий (которые с 2009-го не больно-то изменились), видеогейминговых трендов и возрастающих аппетитов детей консьюмеризма.
Domination
В своем последнем появлении с внешними данными Шона Коннери агент 007 противостоит румынскому миллионеру-филантропу, а на самом деле – оперативнику СПЕКТРа Максимилиану Ларго. Как водится у британского супершпиона, противостояние принимает различные формы, в определенный момент материализуясь в виде поединка в игре Domination, которую Ларго разработал самостоятельно. Словами передать суть игры непросто: компьютер, руководствуясь принципами священного рандома, выбирает страну. У каждой страны есть пятизначная стоимость, поэтому партию в Domination могут себе позволить только обеспеченные люди. Сидящие друг напротив друга игроки должны с помощью джойстиков атаковать соперника лазерами и ракетами, не забывая о защите. Для пущего напряжения контроллеры оборудованы специальным устройством, посылающим разряд тока в кисть игрока, если он недостаточно ловко защищает карту.
Domination – не на шутку тревожащее творение неизвестного разработчика. Даром что вымышленное. Более бестолковую игру трудно себе вообразить (с тем же успехом Бонд мог резаться со злодеем в «пьяницу»), и 52-летнему сэру Коннери с большим трудом удается сохранить заинтересованное выражение лица в этой сцене: даже королевский гонорар в 5 миллионов американских денег и процент от сборов не мотивируют. К слову, агент 007 – не только признанный мастер в общении с женщинами, но и превосходный геймер: после пробной партии Бонд заставляет Ларго капитулировать. Хоть сейчас отправляй на мировое первенство по League Of Legends.
First Person Shooter
За годы совместной работы Фокс Малдер и Дана Скалли повидали много всего фантастического и мистического. Настала очередь цифрового! Агентов из подвального отдела ФБР (это не стеб – отдел и правда располагался в подвале) позвали расследовать странное явление: новомодная игрушка First Person Shooter убивает геймеров. В смысле убивает по-настоящему, насмерть, что, как вы понимаете, может не лучшим образом сказаться на продажах.
Малдер и Скалли против видеоигры в эпизоде, который написал «отец» киберпанка Уильям Гибсон, – это же просто мечта! Однако на деле все всегда чуточку сложнее, чем на бумаге. Собственно, эпизод не задался с самого начала: серия «Шутер от первого лица» рассказывает о смертельном шутере от первого лица под названием «Шутер от первого лица». Не говоря о том, что в 99-м называть передовую игру просто FPS – это нонсенс. Не все в порядке было с игровыми механиками: геймерам приходилось занимать статичную позицию, как в рельсовых шутерах. Никакого стрейфа, никаких тактических перемещений – все как в аркадных стрелялках а-ля House of the Dead, в то время как к концу тысячелетия вышли Doom, Quake, Unreal (и Unreal Tournamnet), System Shock, Duke Nukem, Blood, Heretic… В общем, настоящее жанровое раздолье, а тут – такие скудные возможности.
Неудивительно, что пресса всласть поиздевалась над эпизодом, хотя рейтинги показа оказались весьма приличные. Из плюсов стоит упомянуть рудиментарные, но все же присутствующие гибсоновские фишки. Несмотря на все недостатки, многие поклонники «Секретных материалов» с удовольствием (порой – виноватым) вспоминают First Person Shooter (в их числе и автор).