Наряду с точеными чертами лица и музыкальным талантом, Гослинг обладает еще и потрясающим актерским диапазоном. Чтобы отметить возвращение актера на экраны, мы решили рассказать о некоторых ярких моментах карьеры этого канадца
Успехи (и неудачи) Гусенка*
Райан Гослинг, по выражению из «Образцового самца», «щас ваще жжот». Почему? Смотрите сами. Даже на фоне Майкла Фассбендера и Тома Харди, таких же метеоров, как он сам, после двойного удара «Драйв» плюс «Эта – дурацкая – любовь» и выхода политического триллера «Мартовские иды» на несколько месяцев (а, может быть, и намного дольше) он останется самой яркой звездой на кинонебосклоне. Трудно себе представить столь непохожие фильмы, и это ярко демонстрирует, что, наряду с точеными чертами лица и музыкальным талантом, Гослинг обладает еще и потрясающим актерским диапазоном. Конечно, его акцент с годами почти исчез, но харизма и талант с тех давно забытых диснеевских дней никуда не делись. Чтобы отметить его возвращение на экраны, мы решили рассказать о некоторых ярких моментах карьеры канадца.
СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО: «Голубой Валентин» (2011)
Как бы ни был хорош Райан Гослинг в роли внутренне опустошенного ловеласа из фильма «Эта – дурацкая – любовь», где он практически затмевает других звезд первой величины, свое мастерство в амплуа романтического героя он продемонстрировал в совершенно непохожем фильме об отношениях между людьми. Почему «Голубой Валентин» не принес ему заслуженного «Оскара» (хотя его партнерша по фильму Мишель Уильямс номинацию получила) – вопрос к Академии, нам же остается только догадываться. Оба они поразительны в ролях молодых супругов, брак которых гибнет, которые то любят, то ненавидят друг друга под аккомпанемент укулеле, криков, оскорблений и бьющегося стекла. В карьере Гослинга «Голубой Валентин», это душераздирающее исследование распадающейся семьи, снятое Дереком Кьянфрансом в полном соответствии с системой Станиславского, стоит ближе всего к фильмам ужасов. Режиссер настоял, чтобы в промежутке между экранными «до» и «после» Гослинг и Уильямс месяц прожили под одной крышей, и это, вероятно, придало достоверности их мелким ссорам (очень хотелось бы взглянуть со стороны, как они распределяют семейный бюджет!), однако своей кульминации актерское мастерство обоих достигает в диких сценах драк в странном тематическом отеле.
СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО: «Полунельсон» (2006)
Можно смело сказать, что, несмотря на все его хорошие качества, подсевшего на героин учителя Дэна Данна вряд ли приняли бы в Клуб Микки Мауса**. Однако Гослинг всегда намного охотнее своих бывших сотоварищей по «Диснею» исследовал опасные территории, и Данн – свидетельство того, с каким мастерством он играет роли людей, раздираемых моральными конфликтами. На протяжении всего фильма он великолепен, ему одинаково веришь и когда он сражается за душу одинокой ученицы (Шарика Эппс), и когда он курит крэк в школьном сортире. За свои труды он был вознагражден вполне заслуженной номинацией на «Оскар». Его опередил Форест Уитакер, до смерти напугавший Академию ролью Иди Амина, но, уж поверьте, в Kodak Theatre еще услышат о Гослинге.
СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО: «Драйв» (2011)
В отличие от множества других безымянных киногероев, гослинговский «водила» не обладает ворчливым голосом и чертами лица, которые так и хочется высечь на горе Рашмор. Чарльз Бронсон или Клинт Иствуд, наверное, без труда справились бы с ним в драке (да что там говорить, у него даже пушки нет!), но в своей абсолютно непостижимой невозмутимости герой Гослинга им ничем не уступает. В этом импульсивном боевике, заставляющем вспомнить 80-е годы, у него минимум текста, зато масса возможностей изучить темные стороны человеческой души. К тому же он водит до нелепого быстрый «Шевроле Импала». Этот проект был детищем Гослинга, именно он выбрал в качестве режиссера Николаса Виндинга Рефна. Выбор оказался удачным: вновь обретенная харизма звезды позволила датскому маэстро авторского кино беспрепятственно воплотить в жизнь свое глянцевое, ультрафиолетовое видение. Напоминающий Стива МакКуина гослинговский водитель (задача которого – помогать бандитам скрыться с места преступления) словно призрак существует на созданной Рефном неоново-темной стороне общества. Фильм в очередной раз доказывает, что Гослинг – нетиптичный голливудский актер. В «Драйве» он даже сам выполняет трюки – верный способ довести до инфаркта всех бухгалтеров на студии.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПРОСМОТРУ: «Ларс и настоящая девушка» (2007)
Подобно Трумэну Бербанку или Рэймонду Бэббиту из «Человека дождя», главный герой этой причудливой комедии – симпатичный аутсайдер со своими заморочками, которые с непривычки могут показаться совсем уж странными. Имеется в виду горячее чувство к резиновой секс-кукле. Над таким типом можно было бы от души поржать, однако Гослинг играет его с какой-то очаровательной невинностью, благодаря чему фильм не кажется сентиментально-слащавым. Само собой, Ларс не спит с приобретенной через Интернет «Настоящей девушкой», а его соседи подыгрывают его мании так охотно, словно дело происходит в каком-нибудь Плезантвилле, однако наивное очарование Гослинга придает животворный аромат волшебной сказки фильму об отношениях между людьми, причем далеко не всегда добрых. Плюс ко всему, его усы – доказательство того, что актер способен достичь высочайших результатов даже с такой нелепой растительностью на лице.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПРОСМОТРУ: «Фанатик» (2001)
Роль, которая, по словам самого актера, стала «подарком в красивой упаковке для моей карьеры». «Фанатик» для Гослинга – это его «Американская история Х», яростное перевоплощение в скинхеда, благодаря которому его фотографии легли на столы многих директоров по кастингу, а сам фильм получил главный приз на фестивале «Санденс». Его аналог Дерека Вайнъярда (Эдвард Нортон), молодой студент Дэнни Балинт, – ярый антисемит, тоже готовый взорваться в любую минуту. Так в чем же разница? Да в том, что Дэнни еврей. Воплощение яростно ненавидящего себя еврейского интеллектуала оказалось настолько едким, что ни один американский дистрибьютор не пожелал иметь дела с фильмом, и эта поразительно сложная роль Гослинга осталась по сути незамеченной. Он извергает омерзительные идеи своего персонажа с необузданной силой («Возьмите величайших еврейских мудрецов всех времен, – рычит Балинт в одной из сцен. – Маркс, Фрейд, Эйнштейн… что они принесли нам? Коммунизм, детскую сексуальность и атомную бомбу!»), и на выходе мы имеем взрывчатую смесь с трудом сдерживаемой ярости и острого, словно бритва, интеллекта. Что до подарков в красивой упаковке, мало кто обрадуется, обнаружив такое у себя под елкой…
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ФАНАТОВ: «Дневник памяти» (2004)
Мы понимаем, что «Исключительно для фанатов» – понятие очень широкое. Даже огромное. Нет, офигительно здоровенное. На самом-то деле армия фанатов «Дневника памяти» без труда способна в пух и прах разгромить войско прочих фанатов Гослинга и еще успеть домой, чтобы тихо поплакать в подушку. И тому есть причины: в роли великодушного Ноя, юноши, которому приходится столкнуться с предрассудками и попасть в самую нелепую романтическую ситуацию после «Титаника» для того, чтобы завоевать сердце чахнущей от безнадежной любви красавицы-южанки, Гусенок очень трогателен. К несчастью, начинается война, и он вновь теряет ее. Не пропустите один из самых замечательных жестов в истории кино. Это первая и лучшая экранизация романов Николаса Спарка, без сомнения, слезливо-сентиментальная, но безгранично очаровательная (если у вас не каменное сердце, вы наверняка полезете в карман за носовым платком), однако почему же все мужчины тихо матерятся себе под нос? Да потому что он, прости Господи, строит для нее дом! Вот и попробуй теперь прийти на свидание с каким-то жалким букетиком цветов…
ЛУЧШЕ НЕ НАДО: «Соединенные Штаты Лиланда» (2003)
До сих пор чутье на хороший материал на протяжении всей его пятнадцатилетней голливудской карьеры уберегало Гослинга от всего, даже отдаленно напоминавшего провал, однако в этой напыщенной ленте оно почти изменило ему. В образе юного преступника Лиланда Фитцджеральда, которого играет Гослинг, намешано огромное количество кинематографических штампов. Герой предоставляет всем живущим рядом с ним людям прекрасную возможность покопаться в себе и неизбежно прийти к заключению, что ему или ей совершенно нечего делать в этом фильме. Саму идею того, что загадочный, страдающий амнезией Лиланд непостижим и потому не подлежит осуждению за убийство больного аутизмом мальчика, Гослинг передает при помощи множества бессмысленных взглядов. Здесь он явно не на высоте; впрочем, и другие прекрасные актеры, среди которых Кевин Спейси, Дон Чидл и Мишель Уильямс, тоже с трудом справляются с занудным материалом. Что ж, зато Гослинг получил возможность впервые поработать с Уильямс уже на ранней стадии своей карьеры. Со второй попытки у них получилось гораздо лучше.