Каждый раз, когда из жизни уходит какой-то любимый великий актер, достигший преклонного возраста, невольно начинаешь задумываться, а кто же заменит на экранах тех больших звезд, игрой которых мы наслаждались еще десять-двадцать-тридцать лет назад?
Разбор фильмографии Джесси Айзенберга правильнее было бы начать с комедии «Любимец женщин», но картина Дилана Кида получилась слишком плоской, а актеры в ней чувствовали себя крайне неуютно, хотя наш герой и получил приз «Самому многообещающему молодому актеру» на одном из фестивалей. Другое дело – драма Майла Хоффмана «Императорский клуб», здесь роль Айзенберга существенно меньше, но и тема, и настрой, и окружение совсем иные. Без этой истории формирования личности, без серьезной постановки вопросов морали, честности и преданности мы, возможно, не получили бы нынешнего Джесси. К счастью, с юного возраста Айзенберг чувствовал влечение к более вдумчивому, глубокому кино и театру, поэтому «Императорский клуб» вполне можно назвать основополагающей картиной в карьере актера.
В последующие пять лет Айзенберг испытал себя в самых разных жанрах, получил бесценный театральный опыт, прочувствовал на себе все прелести независимого кино, а в 2007 году стал партнером Ричарда Гира и Терренса Ховарда в политическом триллере Ричарда Шепарда «Охота Ханта». Зрители не оценили «троллинг» режиссера в адрес американского правительства и спецслужб, которых в поисках боснийского военного преступника обскакала троица бойких журналистов. Айзенберг снова выступает в картине на втором плане, но именно он отвечает за баланс грустного и смешного в фильме, его персонаж не позволяет сорваться в ядовитый китч или лишний пафос, удерживая на плаву реальности то и дело стремящееся в пропасть неправдоподобного вымысла повествование.
«Зомбилэнд» нельзя назвать первым фильмом, где Айзенберг впервые исполнил главную роль, все-таки перед этим были и «Оборотни» Уэса Крейвена, и «Парк культуры и отдыха» Грега Моттолы. Собственно, и в картине Рубена Флейшера Джесси является первым среди равных, ведь фильм наверняка не получился бы, лишись он хоть кого-то из ведущей четверки актеров, куда помимо нашего героя входят Вуди Харрельсон, Эмма Стоун и Эбигейл Бреслин. Зато именно в такой компании Айзенберг имел возможность проявить свой талант и диапазон наиболее широко – тут и суровая мужская дружба, и робкие романтические отношения, и даже братские чувства к неугомонной младшей «сестре». И это мы еще не упомянули о комедийной стороне, позволившей фильму стать одним из главных зрительских открытий года.
Безусловной вершиной карьеры для Джесси Айзенберга на сегодняшний день является драма Дэвида Финчера «Социальная сеть», а ведь актер вполне мог «пролететь» мимо проекта. Дело в том, что при подготовке к проекту имя Айзенберга в списке претендентов числилось лишь третьим после Шайи ЛаБафа и Майкла Серы, но и этой троице путь в картину был практически закрыт – Финчер очень не хотел, чтобы главный герой фильма ассоциировался с комедийными ролями актера, его исполняющего. Так «Зомбилэнд» вполне мог лишить зрителей того Марка Цукерберга, которого мы в итоге увидели. К счастью, Аарон Соркин и Дэвид Финчер, подгоняемые сроками, выбрали «из трех зол» Айзенберга и не прогадали – актер получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» (уступил победу Колину Ферту), а картина получила более сотни наград по всему миру.
Уже упомянутый нами «Зомбилэнд» стоил 25 миллионов долларов, «Социальная сеть» – 50 миллионов, величины по нынешним временам не самые большие. Наиболее дорогостоящим проектом, в котором на сегодня был занят Джесси Айзенберг, является криминальный триллер «Иллюзия обмана» Луи Летерье – сеанс магии с последующим ее разоблачением стоимостью 75 миллионов. Все затраты на производство «Иллюзия» отбила с лихвой, 350 миллионов сборов – это тоже своеобразный рекорд в карьере Айзенберга (формально «Рио» стоит выше в топе кассовых сборов, но там от Джесси лишь голос, да и то только на оригинальной дорожке). Снова Айзенберг является лишь частью большого коллектива (одним из партнеров, кстати, опять стал Вуди Харрельсон), и снова Джесси выгодно выделяется даже в списке, куда входят в том числе Морган Фриман и Майкл Кейн. Это ли не доказательство того, что великим действительно готова достойная смена?
Пятью этими картинами, конечно, линейка возможностей Джесси Айзенберга не ограничивается, да он и сам не собирается останавливаться на достигнутом. Очередным доказательством таланта этого актера послужит драма «Двойник», где Айзенберг исполнит сразу две роли, воплотит на экране два диаметрально противоположных характера, не простых, а придуманных самим Федором Михайловичем Достоевским. Поклонники же легкого жанра тоже не будут разочарованы – Зак Снайдер заинтриговал поклонников комиксов о Супермене заявлением о том, что в грядущем «Бэтмене против Супермена» Айзенберг исполнит роль суперзлодея Лекса Лютора. Новые вызовы Джесси принимает с радостью и всегда выходит победителем – знак настоящего большого актера.