Эскапистский боевик с необходимой ностальгией и гениальной Обри Плазой.
Элитный наёмник Джейкоб Форчун (Джейсон Стэйтем) вынужден прервать свой отпуск из-за заказа британского правительства. Очередной миллиардер и торговец оружием Грег Симмондс (Хью Грант) хочет продать опасным людям таинственный девайс, способный изменить привычный мир. Чтобы остановить сделку, Форчун собирает команду опытных коллег и прибегает к помощи известной голливудской звезды Дэнни Франческо (Джош Хартнетт).
Спустя год после запланированного релиза до проката добирается новый фильм Гая Ричи, где неуёмная суровость «Джентльменов» и «Гнева человеческого» уступает не всегда срабатывающему, но искреннему флёру шпионской комедии о важности отпусков и спасительном кинобизнесе. В заметных традициях «Миссия: невыполнима» и других жанровых представителей здесь ставят на место нелепое зло с боеголовочным потенциалом и отправляются отдыхать дальше.
Возвращение к легковесному юмору и блекловатой эстетике в нынешних обстоятельствах кажется вполне адекватной, даже необходимой мерой. Мир давно не прочь быть уничтоженным, да всё как-то не срастается — виной тому вполне можно считать законсервированного в брутальном многообразии Джейсона Стэйтема. Будучи настоящим патриотом, Форчун не стесняется тратить государственные деньги на дорогие вина и джеты, потому что знает, что в любой момент арендуют его самого. Случается подобное регулярно, стадию отрицания сменяют торг и принятие, за Мадридом — Канны и Анталья. Преступники не знают меры, напоминать о ней — работа для Форчуна.
На этот раз в роли двуликого дьявола снова выступает Хью Грант. Его персонаж Грег Симмондс хочет продать заинтересованным людям выкраденный из секретной лаборатории искусственный интеллект, способный разрушить любую систему безопасности в любой точке мира. Есть лишь одна слабость у Симмондса — лицо Голливуда Дэнни Франческо. Популярный и в основном наивный Дэнни (отличный и всеми незаслуженно позабытый Хартнетт) любит винтажные автомобили и собственную кузину, пока сам по просьбе Орсона не становится героем фильмов. Войти в доверие к самому опасному человеку мира легко, выбраться из его паутины практически нереально.
Радует, что Ричи до сих пор не сломлен корпоративной машиной: между диснеевскими ремейками «Аладдина» и «Геркулеса» режиссёр бережно созывает консилиум старых друзей, рассылает взрывоопасные открытки-виньетки, вспоминает свою и чужую молодость. Лавирование в стиле «один для них, один для меня» вызывает слёзы, но не сожаления, а утраченного когда-то доверия, теперь вновь восстановленного. Сочащемуся примерно в каждом кадре мачизму везде у нас почёт, удивление и возмущение стоит оставить при себе.
«Гнев человеческий» был одной из попыток Стэйтема уйти в драму, но «Фортуна» меняет курс и приближает актера к периоду первых коллабораций с Ричи. Дойти до метаиронических вершин «Шпиона» с великим монологом о бессмертии актёр уже не сможет, но с отеческой заботой посоветует «доесть морковку» начальнику (Кэри Элвес) и решит все проблемы до их появления. В то же время главная причина, по которой «Искусство побеждать» выигрывает у предыдущих работ Ричи, — Обри Плаза. Звание лучшей героини-женщины в фильмографии патриархально настроенного постановщика теперь, безусловно, принадлежит ей. К бесстрастному юмору актриса добавляет экшен-харизму, а короткая сцена слоу-моушен-стрельбы её героини Сары Фидель заранее входит в список главных кинооткровений года.
Ричи, кажется, впервые философствует о собственном предназначении: бунтарство из 90-х можно забыть, но стоический авантюризм — никогда. Всё пройдёт гладко, уверен Форчун, и за этот непрекращающийся поток самоуверенности в эпоху безвременья хочется лишь благодарить.