Трехчасовое издевательство над публикой, даже не пытающееся воссоздать многогранность и увлекательность романа Стругацких
Странствуя по Галактике, земляне обнаруживают мир, гуманоидные обитатели которого живут при феодализме. Предположив, что на планете вскоре начнется Возрождение, земляне забрасывают на нее отряд ученых-исследователей, однако вместо Ренессанса разгорается жестокая реакция, и местные жители уничтожают всех книгочеев, художников и даже талантливых ремесленников. Центром наступления на знание и творчество становится город Арканар, где живет земной историк Антон (Леонид Ярмольник), выдающий себя за высокопоставленного аристократа Румату Эсторского.
Блистательный фантастический роман братьев Стругацких «Трудно быть богом» – одна из тех редких советских книг, которую бы нам хотелось увидеть в голливудской экранизации. Конечно, не в версии Майкла Бэя, но кто-то более тонкий, чуткий и вдумчивый мог бы справиться с произведением, которое ставит мучающую многих американцев дилемму: «Нести ли примитивным нациям наши превосходные ценности, порой сбрасывая их из бомболюков, или же потерпеть и позволить им самостоятельно прийти к тому, что мы сами не так уж давно осознали?»
Россия, однако, не США и даже не СССР. Мы свои ценности никому не навязываем, потому что еще толком не решили, в чем они заключаются. Поэтому нам не свойственно гуманистическое высокомерие, которое служит отправной точкой для идейных выкладок «Трудно…». А раз так, то в честной, искренней российской экранизации книги мы не можем возвести Антона-Румату на пьедестал и не можем выстроить прочих героев романа в моральную иерархию в зависимости от их духовной близости к смертному богу. Но как снять фильм о прыжках с трамплина, если нельзя соорудить ни трамплин, ни даже бортики бассейна? Вместо изящного спорта у вас получится лишь бессмысленное барахтанье в воде. И именно такое кино снял не доживший до премьеры Алексей Герман. Только вместо воды у него – непролазная грязь, в которой копошатся оскотинившиеся арканарцы и неотличимые от них люди.
Безотносительно к тому, какие глубокие и сложные мысли пытался вложить режиссер в свое размашистое трехчасовое полотно, основная идея картины проста как валенок: «Добро пожаловать в мир, из которого исчезли наука, добросердечие и красота». Как выглядит такой мир? Как бесцветный кошмар, как замедленный конец света, как утопление в нужнике (с которого, кстати, картина начинается). В Арканаре, кажется, ничего не растет и не цветет, и во всем городе нет ни одного привлекательного лица или сексапильной фигуры. Вместо этого – сплошные уродливые хари и пуза (или, наоборот, дистрофия). Разъедающая город болезнь зашла так далеко, что большинство жителей не могут даже членораздельно говорить. А те, кто еще способен произнести несколько внятных предложений, порой делают это невпопад, как будто у них в голове заедающая пластинка. Когда ближе к концу фильма один из персонажей просит Бога стереть Арканар с лица земли, так и хочется подать Румате пульт от дрона с термоядерными боеголовками на борту, чтобы избавить арканарцев от бремени жизни в мире, где все только и делают, что жрут, плюют, испражняются и вспарывают друг другу животы.
Это, безусловно, сильный и мощный образ, эффектно иллюстрирующий режиссерскую мысль. Но именно потому, что он такой мощный и эффектный, фильм исчерпывает себя в первые несколько минут. Что еще можно сказать о мире, который уже фактически умер? Какой смысл с пафосом повторять знаменитые фразы вроде: «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные», если серые и черные в картине неотличимы друг от друга? Ничего и никакого. Даже Румата в фильме не эволюционирует, так как он начинает картину как арканарец и заканчивает ее как арканарец – не как землянин, не как бог и не как моральный эталон для деградирующей страны. Да, ближе к финалу он становится безумнее, чем был в начале, но он именно что становится безумнее, а не сходит с ума – это случилось задолго до первых кадров. А раз так, то «Трудно…» оказывается не художественным высказыванием, а садистской пыткой, которая быстро доносит свою единственную идею, а затем три часа молотит зрителей этой идеей по голове, изыскивая все новые способы спровоцировать рвоту (это не преувеличение – если решитесь посмотреть фильм, захватите с собой рвотный пакетик). Конечно, желающие могут попробовать нащупать глубину в бескрайних лужах Арканара, но что можно найти на дне ямы с грязью? Только еще более склизкую грязь.