Среднебюджетный боевик 2014 года «Джон Уик» превратил Киану Ривза в суперкиллера на пенсии и заработал в четыре раза больше, чем инвесторы на него потратили
Мы не можем до выхода ленты в российский прокат раскрыть все ее тайны, но мы многое можем рассказать о фильме, который отправляет героя Киану Ривза на тайную войну в Рим, где Джону Уику предстоит схлестнуться с итальянской мафией и ее наемниками-суперубийцами.
Предыстория
«Что сделает человек, у кого бандиты убили собаку?» С этого вопроса началась история Джона Уика, которого сценарист Дерек Колстад назвал в честь своего деда, почтенного бизнесмена из штата Висконсин.
Как нетрудно догадаться, Колстад очень любит собак. Он так их любит, что держит двух сразу и очень скучает, когда на время с ними расстается. И вот однажды, когда собак дома не было, сценарист загрустил и задумался о том, на что он бы решился, если бы его любимцев кто-нибудь украл или убил. А так как Колстад пытался заработать на жизнь, сочиняя истории об убийцах (его первым фильмом был триллер 2012 года «Узник» с Дольфом Лундгреном в роли русского киллера), его рассуждения быстро перескочили на мысли о том, сколько крови мог бы пролить опытный убийца, если бы его пса застрелили бандиты – понятно, не знающие, с кем имеют дело.
Многие авторы на месте Колстада на этом бы остановились. Боевикам не нужны сложные сюжеты, и весь сценарий можно было выстроить вокруг простой идеи: «Одинокий киллер расправляется с мафией, чтобы отомстить за убитого пса». Но Колстад решил пойти дальше, чтобы его сочинение выделилось на фоне аналогичных жанровых поделок и привлекло внимание продюсеров. Сценарист придумал целый подпольный мир сообщества киллеров с жесткими правилами, причудливыми устоями и неограниченными возможностями по наказанию отступников. Это, конечно, была абсолютная чушь, но Колстад сочинял мрачную историю в комиксном духе, законы которой не должны были иметь ничего общего с реальной криминальной жизнью.
По мере работы над текстом Джон Уик оформился в киллера на пенсии, давно оставившего свое ремесло, счастливо женившегося и потерявшего жену в результате тяжелой болезни. Пес был последним подарком покойной супруги, и потому для Уика он был очень дорог. Так что, когда наглые русские бандиты вломились к Джону, чтобы украсть его винтажный «Мустанг», и убили его собаку, Уик вновь взял в руки оружие и отправился разбираться с бандитами, к созданию группировки которых он приложил руку (Джон работал на авторитетного отца гангстера, устроившего вторжение). Как говорится: «Я тебя породил, я тебя и убью». Среди его противников предсказуемо оказались не только рядовые преступники, но и нанятые бандитами профессиональные убийцы из тайного сообщества, к которому принадлежит Джон. Легко заметить, что сюжет «Джона Уика» был вдохновлен «Проклятым путем» Сэма Мендеса, а также рядом других известных картин о гангстерах и киллерах.
В 2012 году, вскоре после выхода «Узника», сценарий Колстада приобрела независимая студия Thunder Road Pictures, причастная к фильмам «Битва титанов» и «Город воров». Колстаду тогда поступило несколько предложений, и он выбрал Thunder Road Pictures, потому что она пообещала быстро заплатить и приступить к съемкам, а не мурыжить проект годами, как часто бывает в Голливуде.
В сценарии Джону Уику было за шестьдесят, и Колстад видел в его роли кого-нибудь из классиков боевиков. Идеальным Уиком, на его взгляд, был бы Пол Ньюман, к тому времени давно скончавшийся. Однако глава Thunder Road Pictures Бэйзил Иваник решил, что Уик должен быть человеком средних лет, чтобы для него можно было придумать побольше эффектных трюков и боевых сцен. Поэтому Иваник показал сценарий Киану Ривзу, бывшему герою «Матрицы», «Скорости» и «На гребне волны». Актер отметил, что ему очень нравится не только его персонаж, но и весь киллерский антураж картины. Он с готовностью согласился сниматься, и Колстад переработал текст под новое видение главного героя. Больших изменений не потребовалось, но, например, собака Уика превратилась из пожилого пса в щеночка.
После того как Ривз взялся играть Уика, он позвонил каскадерам и постановщикам трюков Чэду Стахелски и Дэвиду Лейтчу, с которыми познакомился на съемках «Матрицы». Стахелски и Лейтч в то время уже имели опыт работы вторыми режиссерами (то есть режиссерами трюковых сцен, которые снимаются второй съемочной группой без участия основных звезд) и подумывали перебраться в режиссеры-постановщики. Поэтому Ривз предложил им либо заняться разработкой трюков, либо полностью взять на себя постановку картины. Напарники прочли сценарий, увлеклись им и решили, что он станет для них подходящим режиссерским дебютом. К сожалению Лейтча, из-за предписаний Гильдии американских режиссеров его пришлось вписать в титры как продюсера, и Стахелски стал единственным официальным постановщиком. Хотя фактически они ставили картину вместе.
Изначально предполагалось, что главным противником Уика из мира киллеров будет мужчина, но по ходу работы над фильмом мистер Перкинс превратился в мисс Перкинс, смертоносную и сексапильную. Эту роль получила телевизионная актриса Эдрианн Палики, параллельно снимавшаяся в марвеловском телешоу «Агенты Щ.И.Т.». Русских отца и сына, возглавляющих противостоящий Уику криминальный синдикат, сыграли швед Микаэль Нюквист из «Девушки с татуировкой дракона» и британец Элфи Аллен из «Игры престолов». Предводителя организации киллеров сыграл англичанин Иэн МакШейн из «Пиратов Карибского моря». Знакомого с Уиком владельца автомастерской изобразил Джон Легуизамо, ветерана киллерской индустрии сыграл Уиллем Дефо, а Лэнс Реддик из сериала «Грань» перевоплотился в консьержа гостиницы для криминальных элементов, с которой тесно связана группировка киллеров.
«Джон Уик» вышел в прокат 24 октября 2014 года. Фильм был очень хорошо принят для второстепенного боевика, который обошелся студии всего в 20 миллионов долларов. Многие критики отмечали отлично поставленные боевые сцены, суровую неукротимость Ривза в главной роли, зловещую игру Нюквиста и занятную мифологию фильма, предлагающую поверить в существование тайного сообщества киллеров, в которое трудно попасть и из которого можно выйти только вперед ногами (хотя Уик перестает выполнять заказы, он сохраняет формальное членство в организации).
В итоге прокатным суперхитом лента не стала, но мировые сборы в 86 миллионов долларов были сочтены большой удачей. Особенно на фоне позорно провалившегося годом ранее, в 2013-м, фэнтези-блокбастера с Ривзом «47 ронинов». Создание сиквела было неминуемо, и в самом начале 2015 года режиссеры и продюсеры объявили, что планируют «Джона Уика 2».
Работа над фильмом
После завершения «Джона Уика» Дэвид Лейтч занялся своим официальным режиссерским дебютом – шпионским триллером «Самый холодный город» с Шарлиз Терон, который должен выйти в прокат этим летом. Чэд Стахелски остался в режиссерском кресле «Джона Уика 2» в полном одиночестве. Впрочем, Лейтч сохранил за собой продюсерский пост, так что он не был полностью оторван от картины.
Сочинением сценария вновь занялся Дерек Колстад. Он решил, что было бы абсурдно вновь отправить Уика мстить за погибшего члена семьи (один раз такое – трагедия, второй раз – фарс). Поэтому сценарист выстроил сюжет вокруг нового, специально придуманного правила организации киллеров: «Если клиент предъявляет “золотую метку”, то киллер обязан выполнить заказ под страхом смерти от рук организации». Это правило распространяется даже на тех, кто уже отошел от дел. Так что, когда итальянский гангстер требует помощи Уика в войне с «коза нострой» и предъявляет «золотую метку», Уик нехотя отправляется в Рим и ввязывается в новую заварушку с перестрелками и схватками в Италии и в Америке.
Почему сценарист и продюсеры картины остановились на Италии? В частности, потому что они заметили, что Киану Ривз в экшен-ролях нравится как мужчинам, так и женщинам. Так что создатели «Джона Уика 2» решили потрафить прекрасному полу и перенести действие в прекрасный город, почти столь же романтичный, как Париж. Правда, романтическое приключение Уика не ждет (герой все еще влюблен в свою покойную жену), но Рим отлично смотрится и без любовной истории.
Съемки в Италии логично было вести с участием итальянских звезд, и после нескольких месяцев поисков продюсеры предложили роль «нанимателя» Уика по имени Сантино Д’Антонио популярному итальянскому актеру Риккардо Скамарчо. Ему уже доводилось сниматься в голливудских лентах – например, в кулинарной драме «Шеф Адам Джонс» с Брэдли Купером. Однако в «Джоне Уике 2» он впервые исполнил в англоязычной ленте столь же важную роль, какие Скамарчо обычно играет в Италии. Правда, на родине он обычно изображает героев, а в «Джоне Уике 2» он оказывается злодеем…
Еще одним итальянским лицом в фильме стала Клаудия Джерини, снимавшаяся в американских лентах «Под солнцем Тосканы» и «Страсти Христовы». Джерини изобразила главу «коза ностры» Джанну Д’Антонио, на войну с которой Сантино направляет Уика. Как легко догадаться по фамилии женщины, она – родная сестра Сантино. Ох уж эти итальянские семейно-криминальные разборки… Также в картине засветился знаменитый итальянец Франко Неро – герой спагетти-вестерна «Джанго» (не путать с «Джанго освобожденным» Квентина Тарантино) и злодей «Крепкого орешка 2».
Чтобы развить мифологию цикла, Колстад вновь нашел место в сюжете для главы нью-йоркской киллерской организации Уинстона, консьержа в его отеле Харона и владельца автомастерской Аурелио. Их снова сыграли Иэн МакШейн, Лэнс Реддик и Джон Легуизамо. Бриджет Мойнэхэн тоже вернулась в цикл и повторно изобразила Хелен Уик, покойную жену Джона.
Чтобы порадовать поклонников «Матрицы» и улучшить прокатные шансы ленты, создатели «Джона Уика 2» ввели в сюжет американского «авторитета», который возглавляет группировку бездомных киллеров и преступников с улиц Нью-Йорка. При чем тут «Матрица»? При том, что эту роль получил Лоуренс Фишберн, бывший Морфеус. Его безымянный персонаж известен в фильме как «Король Бауэри» (Бауэри – одна из старейших магистралей Манхэттена).
Как и в первой картине цикла, злодеи «Джона Уика 2» во время криминальных войн полагаются на отлично тренированных пособников. Службу безопасности Джанны возглавляет темнокожий Кассиан, которого изобразил рэпер и актер Common, а подручными Сантино командует женщина-киллер Арес в исполнении вездесущей в последнее время австралийки Руби Роуз. Мы только что видели ее в фильмах «Три икса: Мировое господство» и «Обитель зла: Последняя глава». В отличие от мисс Перкинс из первого фильма, Арес не использует женское обаяние и предпочитает мужскую одежду и андрогинный стиль. Напомним, что Руби Роуз – открытая лесбиянка, которая и в реальной жизни предпочитает андрогинность женственности.
Съемки «Джона Уика 2» начались в конце октября 2015 года в Нью-Йорке и охватили три страны. Сперва кинематографисты работали в США, затем в Италии и, наконец, в канадском Монреале. Последний обеспечил группе студийные павильоны для интерьерных съемок и улицы для дополнительных экстерьерных съемок. Среди прочих достопримечательностей в кадр попали римские термы Каркаллы и площадь Испании с отелем Grand Plaza, в котором любил бывать великий итальянский режиссер Федерико Феллини.
Еще во время работы над первым фильмом Стахелски, Лейтч и их команда решили отказаться от тех приемов, которыми сейчас в Голливуде часто маскируют второсортную трюковую работу. Никаких сложных компьютерных эффектов и никакого сверхбыстрого монтажа. Зрители должны были получить правдоподобные экшен-сцены, которые можно было разглядеть и которыми можно было насладиться.
Того же принципа Стахелски придерживался во второй картине. Он по минимуму использовал дублеров и убедил ведущих актеров потратить несколько месяцев на упорные тренировки под началом мастеров боевых искусств и каскадеров из числа бывших спецназовцев. Так, координатор трюков фильма Дж. Дж. Перри пять лет отслужил в армии, после чего начал применять свои навыки в Голливуде. Основным боевым искусством для Ривза и его коллег стало бразильское джиу-джитсу, специально разработанное в расчете на людей среднего и тщедушного телосложения, которым нужно побеждать более сильных и мощных противников. Основа этого искусства – перевод боя в партер и применение болевых приемов и удушений.
Помимо рукопашного боя Джон Уик владеет «ган-фу» – боевым искусством, которое сочетает традиционные приемы с меткой стрельбой и использованием огнестрельного оружия как холодного. Для съемок таких сцен Ривз тренировался вместе с Тараном Батлером, американским чемпионом мира по стрельбе на скорость. Тренировки заняли около трех месяцев, и на каждом занятии актер стрелял более тысячи раз из разных видов оружия. Стрельба велась настоящими, а не бутафорскими пулями, чтобы актер мог, опираясь на огромный опыт, точно изобразить на экране отдачу оружия.
При необходимости Джон Уик может убить не только голыми руками или из пистолета, но и автомобилем. Во многих трюковых сценах Ривз сам был за рулем, а в самых сложных фрагментах его подменял Джереми Фрай, автомобильные трюки которого можно увидеть во многих голливудских блокбастерах двух последних десятилетий. По заверениям создателей, автотрюки «Джона Уика 2» были исключительно сложными даже для Фрая. В сценах, где машины во время погони сбивают людей, использовались сверхреалистичные манекены.
Всего в «Джоне Уике 2» понарошку погиб 141 человек, в то время как в первом фильме было «убито» 84 персонажа и статиста. Бюджет сиквела был больше, чем бюджет «Джона Уика», и создатели ленты постарались использовать эти средства, чтобы создать более масштабное, захватывающее и эффектное зрелище.
Персонажи «Джона Уика 2»
Джон Уик – главный герой фильма. Бывший суперкиллер по прозвищу Баба Яга. Уик смог отойти от криминальных дел, когда влюбился и женился, но в новом фильме прежние знакомства вновь затягивают его в преступную войну – на сей раз с итальянской мафией. Уик знает множество способов убийства и не стесняется все их применять. Его сыграл Киану Ривз.
Сантино Д’Антонио – итальянский гангстер, который знал Уика, когда тот еще выполнял киллерские заказы. Сантино возвращается в жизнь Уика и требует, что киллер убил босса «коза ностры». Так как гангстер использует «золотую метку», которая дает ему право навязать убийце работу, Джон нехотя берется за дело, чтобы не погибнуть от рук бывших коллег. Сантино сыграл Риккардо Скамарчо.
Кассиан – телохранитель и начальник службы безопасности главы «коза ностры». Он верит в преступную честь, и он готов на все, чтобы поквитаться с Уиком – убийцей, который покусился на жизнь его нанимателя. Кассиана сыграл рэпер Common.
Арес – немая глава службы безопасности Сантино. Как и Кассиан, она всегда выполняет приказ, каким бы опасным он ни был. Арес принадлежит к женскому полу, но не любит это подчеркивать и одевается в андрогинном стиле. Ее сыграла Руби Роуз.
Джанна Д’Антонио – глава «коза ностры» и сестра Сантино. Гангстер натравливает на нее Джона Уика, чтобы занять ее место. Джанну сыграла Клаудия Джерини.
Аурелио – владелец криминальной автомастерской и старый знакомый Уика. Его сыграл Джон Легуизамо.
Уинстон – лидер организации киллеров Нью-Йорка и владелец гостиницы, которую преступники используют как «тихую гавань». В этом заведении под страхом смерти запрещены драки и перестрелки. Уинстона сыграл Иэн МакШейн.
Харон – невозмутимый консьерж гостиницы Уинстона, всегда готовый услужить сомнительным клиентам. Его сыграл Лэнс Реддик.
Король Бауэри – руководитель криминальной организации, которая объединяет нью-йоркских бездомных и уличных артистов. Многие из них – безжалостные убийцы. Короля сыграл Лоуренс Фишберн.
Хелен Уик – покойная жена главного героя. Любовь к ней вдохновила Джона отказаться от преступной жизни, а ее смерть от болезни стала для него страшным ударом. Хелен сыграла Бриджет Мойнэхэн.
Ожидания
Учитывая неплохие сборы первого фильма и уже начавшие публиковаться высокие оценки «Джона Уика 2», прокатчики надеются, что лента полностью «отобьется» и позволит снять уже задуманную третью картину цикла. Киану Ривз, по крайней мере, считает, что «Джон Уик» обязательно должен стать трилогией. И он готов сыграть в «Джоне Уике 3», если такая возможность ему представится.
Другое дело, нужны ли миру приключения экранного киллера? Впрочем, во времена, когда многие боевики снимают и монтируют так, что невозможно понять, что творится на экране, «Джон Уик» воспринимается как жанровый глоток чистого воздуха. Хотя в его сюжетах куда больше цитат, чем новшеств.