Удачное подражание первым «Звездным войнам» с новыми главными героями и новейшими спецэффектными технологиями
Удачное подражание первым «Звездным войнам» с новыми главными героями и новейшими спецэффектными технологиями.
После печального происшествия с одним из его учеников Люк больше не чувствует себя вправе наставлять джедаев, и он исчезает, спрятавшись где-то в космосе. Все попытки его найти не увенчиваются успехом. Наконец, Лейя, ставшая генералом повстанческого Сопротивления, нащупывает ниточку, которая может привести к брату, и посылает своего лучшего пилота По Дамерона (Оскар Айзек) выяснить все подробности. Тем временем молодой штурмовик Первого Ордена (Джон Бойега) – то есть солдат наследников Империи – решает, что не будет проливать кровь невинных людей. Он готовит побег с базы, где дислоцируется его полк. Вскоре судьба сводит По и штурмовика вместе, а затем забрасывает их на пустынную планету Джакку, где в руки мусорщицы Рей (Дейзи Ридли) попал дроид с картой, которая нужна Лейе.
Когда режиссер Дж. Дж. Абрамс и студия Disney взялись за создание седьмого эпизода «Звездных войн», у них было два варианта. Они могли поднатужиться, придумать оригинальную историю и понадеяться, что зрители примут ее столь же хорошо, как некогда приняли самые первые «Войны». Также они могли пойти по пути наименьшего сопротивления и клонировать «Новую надежду», уже проверенную на зрителях и удостоенную всевозможных похвал. Угадайте с одной попытки, какой путь они предпочли, когда решили, что потратят на фильм 200 миллионов долларов и объявят его главным релизом 2015 года.
Да, вы правильно поняли. Подобно советскому руководству, которое некогда сочло, что надежнее будет скопировать американскую атомную бомбу, чем позволить Курчатову самостоятельно сконструировать супероружие, диснеевцы заказали Абрамсу копию «Новой надежды». И он ее снял. Конечно, это не в точности тот же фильм, но сюжетные параллели можно перечислять несколько абзацев. Главный герой (героиня) с пустынной планеты, дроид с вложенным в него тайным посланием, зловещий и могущественный враг в маске, бегство на «Тысячелетнем Соколе», космический кабак с причудливой публикой, знакомство со знаменитым стариком из прежней эпохи, имперский плен и побег из него, очередная «Звезда смерти», отчаянная атака истребителей, кульминационная битва на световых мечах… Похоже, что сценаристы фильма каждый свой шаг сверяли с лукасовским сюжетным планом и лишь изредка решались от него отойти.
Конечно, было бы куда лучше, если бы авторы родили отличный новый сюжет. Но по заказу такие художественные подвиги совершать трудно. А так, по крайней мере, они подражали превосходной картине, и их полотно вышло более чем удачным. Особенно с точки зрения фана со стажем, который принял приквелы в штыки и истосковался по «тем самым “Войнам”».
Никаких нелепых гунганов и смехотворных эвоков, никаких торговых переговоров и сенатских махинаций. Вместо политических страстей в кадре страсти человеческие. У каждого из главных героев есть свои желания и переживания, и когда они сталкиваются, с экрана летят искры – порой словесные, а порой и реальные, от бластеров и световых мечей. Картина много времени проводит с новыми персонажами (прежде всего с бывшим штурмовиком Финном, Рэй и их орденским врагом Кайло Реном), но не забывает и ветеранов. Прежде всего, Хана Соло, который не просто заходит погреться на огонек, а оказывается одним из центральных персонажей и, по традиции цикла, украшает многие сцены. К сожалению, никто из новичков не дотягивает до харизмы Харрисона Форда, но в «Пробуждении Силы» это не проблема. Зачем искать замену Форду, если суперстар весь вечер на арене?
Другое дело, что чем точнее «Пробуждение» следует сюжетному плану «Надежды», тем яснее становится, что лукасовский фильм сильнее. Так, кульминационную звездолетную атаку на «Звезду смерти 3.0» не сравнить не только со штурмом из «Надежды», но и со штурмом из «Возвращения джедая». Никакие спецэффекты не могут заменить роскошную интригу, которую порождают сюжетные вопросы вроде: «Попадет ли Люк в крохотное выхлопное отверстие?» «Пробуждение» же такими вопросами не задается, и атака сводится к беспорядочной пальбе в здоровенную «болевую точку».
Наоборот, когда фильм решается на кардинальную отсебятину, это его обычно красит. Например, Кайло Рен не копия Дарта Вейдера и не ветеран Темной стороны, а молодой персонаж, который еще недавно служил Свету. Это придает ему психологическую сложность, отсутствовавшую у Вейдера в «Надежде». Правда, это заодно ослабляет его как злодея. Но фильм и не должен был делать Кайло самым страшным и опасным существом в Галактике. У него есть загадочный наставник, Верховный Лидер Первого Ордена Сноук, который явно его сильнее и суровее. Поэтому достаточно было сделать парня негодяем, которого хочется презирать и ненавидеть. А это у авторов «Пробуждения» получилось на пять с плюсом. Душевная сложность не мешает Кайло творить такое, за что с ним очень хочется сделать что-нибудь равноценно гадкое.
С двумя главными героями, Финном и Рей, ситуация не столь блестящая. Рей раздражает тем, что ей слишком легко все дается. Она за секунды осваивает то, чему другие учатся годами. С другой стороны, Рей – идеальная феминистская героиня, которая путешествует с мужчинами, но не нуждается в их помощи, даже когда попадает в жесткий переплет. Это вам не Лейя с ее «Помогите, Оби-Ван Кеноби! Вы – моя единственная надежда!». У Рей короны в шкафу нет, и она привыкла помогать себе сама, а при необходимости еще и спасать других.
В свою очередь, с Финном фильм обходится странно. Лента то выдвигает его в главные герои, то задвигает на второй план, как будто стесняется своего рискованного решения поставить в центр «Звездных войн» парня с физиономией Джона Бойеги. Вообще, есть в «Пробуждении» что-то от выборов в американской Демократической партии. С одной стороны – негр, с другой – женщина. Кто важнее? Кто политкорректнее? Головоломка! К счастью, увлекательность картины от этих колебаний почти не страдает. И, кстати, в той роли, на которую его взяли, Бойега на 100% на своем месте. Все опасения по его поводу оказались напрасными.
О чем еще стоит сказать? О не снижающем обороты драйве, об убедительнейших грандиозных спецэффектах, о живописнейших реальных и нарисованных пейзажах, о мощном зачине и драматичной кульминации (атака на «Звезду смерти 3.0» – лишь ее малая толика), об уместном и смешном юморе в середине картины, об обилии «фан-сервиса» для зрителей, знающих предыдущие серии «Войн» наизусть… И о том, что когда персонажи берутся за световые мечи, то их схватки смотрятся как настоящие яростные битвы, а не как выхолощенное, бездушное идеальное фехтование приквелов. Два с лишним часа такого кино пролетают незаметно.
Критиковать «Пробуждение» есть за что, и некоторые очевидные проблемы уже были названы. Но достоинств у фильма куда больше, чем недостатков. И если это не те «Звездные войны», которые мы хотели, то это те «Войны», которые мы заслуживаем. Ведь никто не стал бы клонировать «Надежду», если бы оригинальные блокбастеры в среднем были успешнее, чем сиквелы и ремейки!
С 17 декабря в кино.