Безликая французская драма про одну несчастную семью от режиссера «Магазинных воришек».
Фабьенн (Катрин Денев) — легенда французского кино, решившая на закате карьеры выпустить мемуары с говорящим названием «Правда». Естественно, правды там не то чтобы много: в рукописи она похоронила здравствующего мужа и полностью проигнорировала давнего помощника, который с обиды выходит на пенсию. Больше всего претензий к практически художественному тексту у отстраненной дочери Люмир (Жюльет Бинош), прилетевшей с мужем (Итан Хоук) и дочкой из Нью-Йорка. Сама Фабьенн парирует обвинения тем, что актерам позволено лгать, и готовится к съемкам научно-фантастического фильма про отношения матери и дочери, который во многом рифмуется ее жизнью.
Японский режиссер Хирокадзу Корээда в последнее десятилетии считался просто крепким фестивальным режиссером, который уже вряд ли прыгнет выше головы и снимет что-то близкое к прошлым шедеврами, вроде фильмов «Никто не узнает» или «Пешком-пешком». В 2018 году оказалось, что маэстро рано списывали со счетов: его «Магазинные воришки» были отмечены «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля и стали одним из лучших фильмов года. Тогда стало ясно, что новому проекту японца будет уделено особо пристальное внимание — так получилось, что первым после крупного успеха фильмом стал международный дебют Корээды, снятый во Франции.
Попытка выйти за пределы Японии, чтобы создать универсальное кино с мировыми звездами дало ровно обратный эффект — лишенная колорита «Правда» кажется совсем безликой историей, лишенной нерва и режиссерского почерка. Хотя, казалось бы, это абсолютно авторский (Корээда здесь не режиссер по найму, зажатый между продюсерским видением и чужим сценарием) проект от человека, который руку набил на фильмах о межпоколенческой динамике и дисфункциональных семьях. Впрочем, даже в отрыве от былых заслуг японца в препарировании важнейшего социального института, которые большинству зрителей все равно остаются неизвестны и неинтересны, «Правда» покажется скупой на детали зарисовкой про представителей бомонда, пьянеющих от пары бокалов вина, и интеллигентно ругающихся даже в редкие моменты потери контроля над собой.
Несмотря на очевидные преимущества в лице дуэта Катрин Денев и Жюльет Бинош, которые, будем честны, даже телефильм с федерального канала могли бы вывести на уровень фестивальной драмы, «Правда» остается картиной упущенных возможностей и нереализованного потенциала. «Конфликт» матери и дочери так и не дойдет до эскалации, сюжетная ветка со съемками Катрин Денев, играющую практически саму себя в фильме, в котором ей предстоит сыграть практически саму себя, не переступит черту мета, а столкновение сконструированных воспоминаний и правды не приведет даже к комментарию об эпохе постправды.
Немного обидно, но «Правда» запоминается лишь чередой совсем очевидных метафор, вроде одинокой героини Катрин Денев, которая не может справиться с китайскими палочками и грустно смотрит на счастливую бабушку из азиатского семейства напротив, нарочито легкой и доброй музыкой, на корню зарубившей атмосферу конфликта, или практически открытым финалом, в котором героиня Жюльет Бинош на вопрос «а это правда?» многозначительно поднимет брови, ехидно улыбнется и покачает головой. И это, кажется, будет идеальной реакцией зрителя после просмотра фильма.