Довольно нелепый, пусть и атмосферный мистический триллер с эффектной, но нелогичной концовкой
В небольшом городе в обычной на первый взгляд семье происходит трагедия – родители маленькой Ниам погибают в ходе жуткого полтергейста. Девочка спаслась, и ее на время берут к себе соседи, но насчет того, что случилось в доме, ей никто не верит. Пока подобные вещи не начинают происходить в ее «новой» семье.
Имя Марины Де Ван кинолюбители со стажем наверняка помнят – десять лет назад по следам «8 женщин» Франсуа Озона (Де Ван выступила в нем сценаристкой) к нам привозили ее «сольный» фильм «В моей коже» (2002), и тогда о ней писали всякое. Кто-то называл ее позершей, прикрывающей избыточным насилием недостаток идей, кто-то – настоящей «художницей», проецирующей душевные страдания своих героев в страдания физические. Как бы то ни было, волна интереса к Де Ван как поднялась, так и схлынула, хотя она сама никуда не делась – сняла несколько короткометражек и попробовала себя в (относительно) коммерческом кино с триллером «Не оглядывайся» (2009) с участием Софи Марсо и Моники Белуччи.
«Темное прикосновение» – ее первый англоязычный проект, созданный на деньги Ирландии, Франции и Швеции. Проект опять подчеркнуто циничный, подчеркнуто брутальный, подчеркнуто «авторский». Это отличает его от других, заставляя намертво впечатываться в память, это же фильм и подводит, оставляя с ощущением, будто Де Ван каленым железом вытравила из сюжета все намеки на внутреннюю логику, лишь бы финал получился как можно более шокирующим и жестоким.
Очевидно, намерения Де Ван были самые что ни на есть благие – действия Ниам подаются как реакция на насилие со стороны взрослых по отношению к детям. И речь не только о прямом физическом насилии, но и о насилии моральном – в первую очередь подавлении воли и индивидуальности. Еще Ньютон доказал, что любое действие рождает противодействие – и оно может принимать разные формы, будь то забрасывание обидчиков острыми предметами при помощи телекинеза или банальное вымещение зла на сверстниках или куклах (одна особенно нелепая, но памятная сцена).
Впрочем, эти мысли захлебываются в потоке плохо аргументированного насилия, и надо сказать, что для фильма, полагающегося на символизм, метафоричность и долгие, почти статичные планы, выглядит «Темное прикосновение» донельзя графично – плоть истязается крупным планом, кровь хлещет рекой. На выходе получается атмосферное, но неуклюжее кино, которое вряд ли заслуживает рекомендации, но может удивить, если вы случайно на него наткнетесь.