Звездный ремейк датского хита, который не выдерживает сравнения с оригиналом.
В 2022 году в мировой прокат вышел психологический триллер «Не говори никому» Кристиана Тафдрупа, в котором токсичные нидерландцы пренебрегали эмоциональными границами наивных датчан, не способных сказать «нет» даже в самой тяжелой жизненной ситуации. «Не говори никому» вошел в параллельную программу фестиваля независимого кино «Сандэнс», где получил весьма лестные комментарии критиков. Тафдрупа, в частности, хвалили за важный социальный контекст и выдержанный саспенс, который не отпускает на протяжении всего фильма. Бокс-офис «Не говори никому» также оказался выше всех похвал — более 21 млн долларов при скромном бюджете в 3 миллиона. Голливудские дельцы мимо такого лакомого кусочка пройти не смогли — менее чем через год после выхода оригинального фильма в производство был запущен ремейк. Права на новую версию «Не говори никому» приобрела студия Blumhouse — колыбель современного мейнстримного американского хоррора («Пила», «Астрал», «Заклятие»). В кресло режиссера посадили постановщика «Райского озера» и «Женщины в чёрном» Джеймса Уоткинса, а главные роли отдали Джеймсу МакЭвою, Эшлинг Франчози («Соловей»), Скуту МакНэйри («Остановись и гори») и Маккензи Дэвис. Казалось бы, идеальная компания для качественного ужастика, однако в какой-то момент что-то пошло не так.
Сюжет «Не говори никому» разворачивается вокруг американской семьи на отдыхе: родители (Макнэйри и Дэвис) и их 12-летняя дочь (Алик Уэст Лефлер) отправились в Италию. Герои сталкиваются с парой британцев (МакЭвой и Франчози) и их молчаливым сыном Антом (Дэн Хаф). Англичане выделяются на фоне других туристов харизмой и колким чувством юмора, американцы быстро ими очаровываются. Когда отдых заканчивается и все разъезжаются по домам, новые знакомые напоминают о себе ненавязчивым приглашением в гости. Без лишних раздумий американцы садятся в автомобиль и приезжают в загородный дом британцев, где, по заветам жанра, и начинается все самое страшное.
История американских ремейков европейских хорроров насчитывает весомое количество поражений («Плетёный человек», «Забавные игры», «Спокойной ночи, мамочка»), однако есть и безапелляционные победы («Впусти меня», «Карантин»). В случае «Не говори никому» говорить о безоговорочном успехе не приходится, но и откровенного трэша тоже не случилось. Маститый хоррормейкер Уоткинс идет по протоптанной тропе всех голливудских ремейков, превращая двусмысленную авторскую ленту в доступное кино для масс. Выигрывает ли «Не говори никому» от этого — вопрос дискуссионный.
Оригинальная картина Тафдрупа демонстрировала 50 оттенков пассивного, активного, физического и психологического абьюза, который многие из нас привыкли не замечать в повседневной жизни. Уоткинс же большую часть фильма рубит наотмашь, не оставляя пространства для акцентов или градации ужаса. Его британцы — типичная семейка разбойников, живущая за счет наивных туристов: они грубые, мелочные и театрально отбитые.
Как это часто бывает, голливудская версия страдает от излишеств, а европейская, напротив, неприлично жанрово скупа. Тем не менее Тафдруп доводит фильм до апогея, разыгрывая в финале практически библейскую казнь, Уоткинс же полностью меняет третий акт, устраивая классический жанровый аттракцион с проломленными черепами и мозгами, эффектно разбрызганными по асфальту. И, конечно же, дарит своим героям хеппи-энд, потому что никто не любит хорроры с печальным концом.
Деликатная недосказанность фильма Тафдрупа оставляла зрителей наедине с собственными мыслями: в конце концов каждый из нас хотя бы раз становится жертвой пассивного насилия. Абьюзивные приемы, используемые нидерландцами, имели четкое соприкосновение с реальностью — датская версия «Не говори никому» была удобным гайдом по отстаиванию личных границ, который с легкостью можно применить в жизни. Голливудский ремейк отторгает эти идеи и переключается на проблемы внутри американской семьи, вытряхивает наружу всё грязное белье, которое скопилось за долгие годы не самого счастливого брака. Встреча с дистиллированным злом помогает героям объединиться и в очередной раз вспомнить, что они все-таки семья, а не просто чужие друг другу люди. Это важный, но чрезмерно избитый американским кинодевиз, который кочует из фильма в фильм.
Заимствуя у Тафдрупа сюжет, Уоткинс осознанно или случайно забывает добавить к нему концепцию, поскольку реализация неловких и сомнительных ситуаций в коммуникации требует больших режиссерских стараний, а также глубокого понимания тона фильма. Создается впечатление, что Уоткинс расписался в собственном бессилии еще до начала непосредственного производства ремейка, сделав ставку на звездные имена и внезапную популярность оригинала.