Сезон новогодних ужасов открывается вместе с Сантами-убийцами, демонами и неочевидными последствиями семейных конфликтов. Рождественский хоррор – нишевый жанр, который в последние времена переживает некоторую эволюцию и перерождается прямо на глазах.
Франшиза Дэмиена Леоне прошла путь от малобюджетной поделки до общемирового грайндхаус-хита. С некоторой поспешностью хочется добавить, что и клоун-убийца в исполнении Дэвида Ховарда Торнтона потеснил как Джокера, так и экранного Пеннивайза – уж больно заразительна инфернальная энергетика немого маньяка. Третий «Ужасающий» – ретро-трибьют ужасам 80-х, сделанный по старинке: кроваво, беспощадно и практически бессюжетно. Недаром Леоне полностью пренебрегает историей и сосредотачивается на тошнотворных сценах убийств. На руку играет и рождественский антураж, и подмигивание всякого рода грошовым слэшерам в духе «Снеговика» и «Черного Рождества». Да и маньяка в костюме Санты, размахивающего бензопилой, мы давненько не видели и уж точно не ожидаем, что в красном подарочном мешке будут не детские игрушки, а разделочные инструменты, – теперь одним страхом стало больше.
Что может получиться, если совместить рождественский слэшер с «Терминатором» или «М3ГАН»? Робот-Санта выходит из-под контроля и становится неуправляемой машиной для убийств, которая грозится перемолоть маленький городок. «Кровавое Рождество» – картина, снятая с любовью к малобюджетным ужасам и классике в авторстве Джона Карпентера и Джо Данте. Кроме того, это еще и замечательное испытание для рецепторов: уши режет звук хэви-метала, чередуясь с холодными синтовыми композициями, кадр, как праздничная гирлянда, переливается от пурпурного, розового и синего, а киборг-убийца стреляет зеленым лазером из глаз. Одноразовое, но достойное просмотра рубилово.
Вооруженные грабители захватывают особняк, где по совпадению оказался Санта-Клаус, прибывший раздать подарки. Вот только это вовсе не добрый дедушка, а почти что разъяренный викинг, готовый разбивать головы врагам. «Жестокая ночь» с Дэвидом Харбором в главной роли дополнила галерею безумных и анархических Сант: агрессивный и хмельной берсерк, который берет на себя миссию Кевина из «Одного дома», но крайне грязными методами. Кроме того, это действительно уморительный триллер без тормозов, который не стесняется быть жестоким даже в такой, казалось бы, замечательный и милый праздник.
Авторам «Крика» ни разу не приходила в голову идея перенести события слэшера в канун Рождества. Пусть этот хоррор и не имеет никакого отношения к франшизе Уэса Крэйвена (у него роскошное название –– It’s a Wonderful Knife, а над пресловутой привязкой к «Крику» постарались уже локализаторы), но замечательно дополняет жанр молодежного ужастика праздничным вайбом. Даже маньяк и тот соблюдает рождественский дресс-код, предпочитая белоснежное арктическое одеяние. Хоррор Тайлера МакИнтайра сторонится всякой серьезности: здесь иронизируют не только над тропами жанра, но и над нетленной классикой. Как и «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, фильм разворачивается в параллельной вселенной, вот только настоящим рождественским чудом для героини становится выяснение личности убийцы.
Рождество все активнее пробирается в репертуар стриминговых ужастиков. «Кто не спрятался» – это «Оставленные», но в сеттинге архетипического «Черного Рождества». Девушка остается в пансионе на праздничные каникулы, потому что родители не соизволили ее забрать, – ситуация грустная, да и опасная, ведь неподалеку орудует банда сумасшедших сектантов. Слэшер не только предпочитает стиль ретро (действие происходит в начале 70-х), но и принимает резвые обороты, обламывая жанровые ожидания. Кое-где фильм не сжимает пружину напряжения достаточно и скорее выглядит невольным и сырым ремейком «Черного Рождества», нежели автономным проектом. Но это все еще неплохой повод задуматься о внезапном возвращении рождественского слэшера в стан жанра.
Иногда вместо Санты можно случайно вызвать адского властелина. Именно такая оказия приключается с застенчивым мальчиком Лиамом (Роберт Тимоти Смит), к которому является искуситель и требует от разочарованного подростка загадать три желания. Главный, пожалуй, плюс «Дорогого Санты» – злодея играет Джек Блэк, и его неиссякаемая энергия позволяет фильму сиять, как рождественской елке. Братья Фаррелли как будто бы тоже учли три жанровых пожелания, выстроив фильм в сеттинге комедии (иногда уж очень плоской), рождественской сказки с элементами хоррор-фэнтези.