«Без женщин жить нельзя на свете, нет», – поется в известной оперетте. Но это жить нельзя, а кино создавать очень даже можно. Поэтому мы без труда вспомнили десять классических и свежих картин, в которых снимались только мужчины
Рождественские торжества – это время, когда вся семья собирается вместе, и женщины и мужчины, а также девочки и мальчики празднуют наступление нового года. А вот если персонажи на Новый год не радуются и веселятся, а спасают родную деревню от зловещего «настоящего Санта-Клауса» (сверхъестественного существа, повелевающего эльфами и похищающего детей, которые плохо себя вели), то это, конечно, не женское и девичье дело. И можно понять авторов финского комедийного хоррора, которые решили, что их рождественская сказка обойдется суровыми мужиками и «хорошим мальчиком», который помогает спасать похищенных ребятишек.
Женщина на корабле – к несчастью, а Рассел Кроу в роли капитана – к грандиозному приключению! В военно-историческом фильме Питера Уира бывший «гладиатор» сыграл британского капитана, который во время войны с Наполеоном охотится за французским боевым судном у берегов Южной Америки. Отвлекаться на личную жизнь в такой рискованной ситуации главный герой никак не может, и потому он отдыхает душой, лишь когда разговаривает со своим верным другом, корабельным врачом в исполнении Пола Беттани. Картина должна была стать первой в цикле экранизаций романов Патрика О’Брайана, но она недостаточно хорошо прошла в прокате, чтобы убедить студию вложиться в еще одного «Хозяина морей».
Полярная зимовка – отличный драматический способ изолировать нескольких персонажей от «большого мира» и от близких людей противоположного пола. Пять лет назад этот прием использовали создатели российского триллера «Как я провел этим летом», которые выстроили действие вокруг двух полярников, опытного и начинающего, три месяца проживших на метеорологической станции на острове в Северном Ледовитом океане. Никакие другие персонажи, кроме героев Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина, на экране не появляются. События фильма запускаются несчастным случаем, который произошел с женой и сыном старшего из героев и о котором младший, получивший с материка радиограмму, не решается рассказать коллеге…
В отличие от Советского Союза, который вынужден был бросить в бой и мужчин, и женщин, американцы и англичане во время Второй мировой войны обходились сугубо мужскими частями. Поэтому женщины из этих стран в немецкий плен попасть не могли, и поэтому в размашистой картине Джона Стерджеса о побеге западных военнопленных из немецкого концлагеря места для героинь не нашлось. Поскольку действие фильма развивалось в 1943 году, то, казалось бы, там не должно было быть и американцев, в то время еще не открывших второй фронт. Но сценаристы все же вписали в сюжет нескольких заокеанских летчиков, служивших в британских войсках. Нельзя же снимать голливудский военный блокбастер без американцев в кадре!
Один в море – воин! Если это герой Роберта Редфорда, который и в свои почти 80 лет излучает мужество и ум. В морской драме Джеффри Чандора яхта главного безымянного героя натыкается на плывущий по океану торговый контейнер, и вода заливает радио, навигационное оборудование и прочую технику, которая могла бы помочь герою спастись. Так что пожилому мужчине приходится в одиночку латать свою яхту, бороться с ее постепенным затоплением… И сражаться за жизнь посреди океана, где трудно выжить и молодым парням, полным сил.
«Спойлер» – понятие растяжимое. Порой можно испортить зрителям удовольствие от изобретательной картины, всего лишь рассказав, сколько в ней снималось актеров! Ведь если некоторые персонажи, скажем, меняют облик и выдают себя за других людей, а зрители не знают об этом до того момента, когда это обнаруживают герои фильма, то полное перечисление звезд ленты может раскрыть все козыри постановки. Но раз британский триллер «Сыщик» вышел в 1972 году, то теперь уже можно спокойно рассказать, что в нем снялись лишь Лоуренс Оливье и Майкл Кейн. Они сыграли соответственно успешного автора детективов и любовника его жены, которые пытаются друг друга перехитрить и подставить.
Когда драматург, сочиняющий пьесу о современной Америке, может обойтись без женщин на сцене? Когда он хочет, чтобы его произведение было максимально жестким и «тестостероновым», без тени женской мягкости – даже если это притворная мягкость роковой красотки. Очевидно, именно поэтому в блистательной пьесе Дэвида Мэмета о противостоянии четырех риелторов, каждый из которых хочет обойти коллег по продажам, нет ни одной женской роли. Экранизация Джеймса Фоули добавила в сюжет пару героев, но сохранила верность «антиженскому» правилу Мэмета. Вернее, почти сохранила – в картине есть гардеробщица, но ее никак не назвать «героиней». Кстати, сыграла эту женщину театральная актриса Лори Тан Чинн, ныне изображающая молчаливую китаянку Чанг в сериале «Оранжевый – хит сезона».
Политкорректность в Голливуде не всегда ломится вперед. Иногда она делает пару шагов назад. Так, когда фантастическая повесть Джона Кемпбелла «Кто идет?» была экранизирована в 1951 году под названием «Нечто из иного мира», в ее актерской труппе была пара женщин. А когда тридцать лет спустя к сюжету Кемпбелла обратился мастер жанрового кино Джон Карпентер, в его «Нечто» среди американских полярников, обнаруживших инопланетянина-оборотня, не было ни единой героини. Карпентер хотел, чтобы все герои были абсолютно равны, когда они начнут подозревать друг друга в том, что они – мутировавшие пришельцы. Отметим, что когда в 2011 году Маттис ван Хейниген снял приквел-ремейк «Нечто», в его фильме основным персонажем была женщина, одна из двух на станции. Все возвращается на круги своя!
В наше время почти невозможно представить себе голливудскую картину о совещании судебных присяжных, в которой все роли сыграли белокожие мужчины. Но в 1957 году это еще было возможно. И режиссер Сидни Люмет снял шедевр судебного кино, в котором в ходе продолжительного обсуждения на высоких тонах одному из присяжных удается перетянуть на свою сторону всех коллег. Хотя до начала совещания они были уверены в виновности обвиняемого – парня из трущоб, якобы зарезавшего своего отца. Что интересно, принцип «в кадре только мужчины» не был соблюден не только в американских клонах и ремейках фильма Люмета, но в российской картине «12» Никиты Михалкова. В нашем кино все присяжные – мужчины, а вот судья – женщина.
Шпионы и женщины созданы друг для друга, как тычинки и пестики. Так думает большинство голливудцев, и если бы в Америке решили придумать с нуля эпическую картину о западном агенте, который поднимает восстание в экзотической стране, то сценаристы бы наверняка вписали в сюжет несколько знойных красоток. Но «Лоуренс Аравийский» – это не голливудский вымысел, а британский байопик, и его создатель Дэвид Лин не счел нужным добавлять к и без того увлекательной и невероятной истории романтическую линию. Помимо прочего, это было бы еще и художественное «предательство» реального Томаса Лоуренса, который, по мнению его биографов, предпочитал мужчин. В результате «Лоуренс Аравийский» оказался едва ли не единственной в мире эпической лентой без актрис в кадре.