Не самое впечатляющее действием, но необыкновенно притягательное силой воздействия на общество кино о том, какая власть на самом деле сосредоточена в руках настоящих журналистов, отстаивающих право на правду
Начало 2000-х. Специальный отдел расследований Spotlight газеты The Boston Globe переживает не лучшие времена: и дел стоящих давно не попадается, и перспективы неясны, да еще произошедшая недавно смена издателя требует от журналистов какой-то демонстрации своих талантов и необходимости пребывания в редакции. Едва ли не от безысходности один из репортеров хватается за зыбкую, почти невидимую ниточку скандально замятого в суде факта совращения малолетних местным священником, но первые же его исследования в этом направлении обнажают ужасающую картину – бостонская епархия католической церкви кишит педофилами. Расшевелить общественность оказывается очень непросто – жертвы не желают вспоминать о пережитом насилии и унижениях, подозреваемые в страшных грехах святоши отказываются от комментариев, на стороне церкви стоит армия адвокатов, да и сам институт католичества считается незыблемым. Однако журналисты бостонской газеты вооружены правом на свободу высказывания, и они добиваются обнародования страшных подробностей.
Очень не хочется в оценках фильмов забираться на территорию политических высказываний, но, анализируя картину Тома МакКарти «В центре внимания» из российских реалий, не коснуться вопросов свободы слова, независимости суда и реального проявления четвертой власти невозможно. Сегодня у нас продемонстрированный в картине переворот в голове обывателя невозможен в принципе, нет ни орудия, ни рычагов для раскрытия мрачных тайн, да и общество, заметно остывшее к любой несправедливости в последние полтора десятка лет, вряд ли заинтересовано в качественной публицистике, уступив напору «желтой прессы». Но тем интереснее наблюдать за сюжетом ленты – Бостон тоже строился не сразу, и горшки в нем обжигали совсем не боги.
Жанр журналистского расследования и для читателей бумажной прессы-то, прямо скажем, не самое привлекательное развлечение – люди постепенно утратили интерес к длинным редакционным статьям, аналитике и экспертной оценке, куда проще прочесть выжимку в чьем-то пересказе или ознакомиться с тезисами по интересующей теме в соцсетях. Кино о журналистах еще менее зрелищно, чем процесс чтения длинных статей. Вкратце вся интрига «В центре внимания» заключается в том, что герои ждут подтверждения своих предположений – они безуспешно пытаются разговорить свидетелей, жертв и насильников, они добиваются обнародования судебных решений, они связывают между собой общедоступные факты так, чтобы сплести паутину, в которую попадет местный епископ. И делается это не на войне, не в захваченном террористами здании, не под угрозой взрывов или наводнений – несколько человек сидят в стеклянном офисе, обложившись папками с бумагами, и строчат статьи, двумя пальцами выбивая морзянку на клавиатуре компьютера. Знаете, что в такой картине является самой зрелищной «экшен-сценой»? То, как герой Марка Руффало перебегает дорогу в неположенном месте.
И все же любителя хорошего кино «В центре внимания» приковывает к экрану не хуже шпионского триллера или мистического хоррора. Чем? Богатством характеров и увлекательной фактурой. Лента основана на реальных событиях, на фактах из жизни церкви, которые последняя наверняка хотела бы запрятать поглубже, – и это значит очень много. Сценаристам даже не пришлось сгущать краски, педофилия и сокрытие грязи католиков расцвели в то время по всему миру таким пышным цветом, что рано или поздно этот нарыв должен был лопнуть. И тут в бой вступают репортеры. Особенно интересно наблюдать за тем, как журналисты Бостона соперничают с коллегами из других городов – тема раскручивается быстро, нужно готовить статью, но и опираться только на подтвержденные факты. Это не хождение по краю крыши небоскреба, не остановка таймера бомбы и не прыжок в неизвестность, но довольно серьезный риск – репутационный, корпоративный, да и человеческий.
Характеры – это вторая важная составляющая картины, и они не только великолепно прописаны, но и блистательно сыграны. Любой актер из команды Майкла Китона мог бы претендовать на высшие актерские награды, и совсем не удивительно, что ансамбль исполнителей ведущих ролей уже отмечен призами. Каждый герой – индивидуальность, каждое его действие – шаг вперед, каждая мысль – прорыв. Для всей редакции The Boston Globe материалы о священниках-растлителях стали главным событием в жизни. Да, расследование разворачивалось на фоне депрессии нации, связанной с событиями 11 сентября 2001 года. Да, смена владельцев газеты оказала свое влияние. Но эти люди делали правое дело на благо сограждан, а актеры исполнили роли настоящих невидимых героев, тех, чьими руками творится правосудие тогда, когда бессильны суды, полиция и прокуроры. Мы пока о таком можем только мечтать.
Крайне специфическое, но очень воодушевляющее зрелище, представленное режиссером и актерской командой, наверняка станет одним из триумфаторов грядущей церемонии награждения премией «Оскар». Впрочем, даже вне наград эта работа впечатляет. Прежде всего тем, что хорошее кино не обязательно должно лопаться от обилия спецэффектов, достаточно ручки и листка бумаги, чтобы управлять миром.
С 11 февраля в кино.