П В последние годы все чаще выходят фильмы, которые не просто вдохновлены, но и стилизованы под кинематограф отдельной эпохи. Собрали шесть разных картин, в которых можно заметить влияние 70-х и 80-х.
Недавний инди-хоррор Тая Уэста рассказывает о съемочной группе, которая отправилась в техасскую глушь и сняла домик у местных, чтобы снять там порно про стереотипных дочерей фермеров. Обещания вести себя прилично нарушены, поэтому за разврат и вранье придется платить. Действие «X» происходит в 1979 году — в ретрослэшере заметно влияние не только очевидной «Техасской резни бензопилой», но и снятых несколько позже «Ночей в стиле буги»: здесь и музыка эпохи, вроде Fleetwood Mac, и вставки кадров с 16-миллиметровой пленки — очень фактурной и кричащей об эпохе.
Режиссерский дебют клипмейкера Ладо Кватании — история советского следователя, который около десяти лет гонялся за опасным маньяком. Правда, когда того наконец-то поймали и посадили за решетку, оказалось, что произошла ошибка; преступник до сих пор на свободе. Чтобы сохранить лицо перед коллегами и начальством, герой бросает все силы на поимку настоящего маньяка. «Казнь» в первую очередь вдохновлена великим корейским детективом «Воспоминания об убийстве» — фильм даже появляется в кадре несмотря на временную несостыковку. Обе картины рассказывают о мрачных и безнадежных 80-х, но клипмейкерский взгляд и тяга к прекрасному не позволяют Кватании превратить фильм в то, что многие назвали бы «чернухой». Перестроечный Советский союз здесь неправдоподобен, но интересно воссоздан: туда не хочется даже попадать, но от него тяжело отвести взгляд на экране.
Один из самых интересных хорроров прошлого года посвящен Инид — девушке из Великобритании 1980-х, которая работает в комитете по цензуре и вырезает из дешевых ужастиков чрезмерную расчлененку и эротику, пока не натыкается в одном из фильмов на актрису, похожую на ее давно пропавшую сестру. Фильм как раз стилизован под те самые дешевые хорроры эпохи — это не просто концептуальный трибьют, набитый отсылками и оммажами для тех, кто в теме, но и ностальгическая зарисовка о варварских законах эпохи, а еще история о переживании травмы, разрыве реальности и вымысла. И даже сатира на чрезмерное морализаторство и институт цензуры.
От фильма с поэтичным названием «Псих-расчленитель» неслучайно веет трэшем 80-х — это рьяная попытка создать культовое кино той эпохи в нашей реальности. Даже завязка типичная для той эпохи: детишки находят загадочный артефакт, управляющий уродливым гостем из другой галактики. Они дают ему имя Псих-расчленитель и заставляют выполнять свои приказы — жестоко кого-нибудь убивать и просто пакостить. Выглядит это нарочито дешево, с любительскими спецэффектами и простеньким гримом — будто и правда смотришь VHS-боевик той эпохи, воспевающий насилие. Впрочем, есть в фильме и кое-что современное и актуальное — трогательный сюжет о дисфункциональной семье и попытке снова начать слушать друг друга.
Кинокритик, обожающий хорроры, решает проследить за парнем своей соседки, в которую он безответно влюблен: оказавшись в местном баре, герой напивается и просыпается на сеансе групповой терапии маньяков. Те сначала с удовольствием рассказывают подробности своих зверских убийств, а потом решают разделаться с зашедшим на огонек гостем. «Порочное удовольствие» не скрывает своих намерений и открыто кричит о том, что все это — незамысловатое любовное письмо слэшерам 80-х. Неоновый свет заливает кадр, аккомпанирует происходящее синтвейв, льются литры крови — фильм дает ровно то, что ждешь от такого постмодернистского упражнения в жанре.
Страдающая из-за кошмаров девушка Сара решает лечь на обследование в институт изучения сна — она планирует стать добровольцем в экспериментальной программе лечения. Проблема вроде бы быстро уходит, но, увы, так только кажется, потому что грань между снами и реальностью размывается. В отличие от нескольких других фильмов подборки «Кошмары» — это не явное упражнение в пересъемке кино 80-х, а мягкая попытка сделать что-то свое, но, да, вдохновленное фильмами и эстетикой той эпохи. По крайней мере, об этом говорит режиссер фильма в интервью. И правда, в фильме трудно не заметить технику того десятилетия, а при желании можно найти отсылки на работы Джон Карпентер и Дэвида Кроненберга или даже явно вдохновленные Дэвидом Линчем эпизоды на пересечении сна и реальности.