Похоже, что, прощаясь с веком, Рязанов вступил сразу во все реки, в которые он некогда ступал он сам, да и все советское кино, если иметь в виду Штирлица и "Сердца четырех". А также Ольгу Волкову, которая талантливо подражает артистке Мурзаевой в "Близнецах" 1945 года. Даже улетный наив картины - оттуда же: преуспевающая телезвезда ездит на проржавленном "жигуле" с табличкой "В ремонт", а телевидение снимает на бытовых кассетах VHS.
Я вошел в зал шикарного кинотеатра и поздоровался с сидевшей там незнакомой парочкой. Премьерный фильм Эльдара Рязанова "Тихие омуты" прокрутили для нас троих. Это было что-то новое в российской кинопрактике: электроэнергия, потребная для сеанса, стоит дороже, чем наши скромные вклады в кинокассу.
Фильмы Рязанова всегда были предметом зрительского ажиотажа. На "Зигзаг удачи", "Вокзал для двоих" или "Гараж" билеты спрашивали за квартал. Все, что им сделано в содружестве с добрым сказочником Эмилем Брагинским, зрители любят пылко и преданно. Это режиссер звездный, и работает он всегда в окружении звезд. В "Тихих омутах" играют Александр Абдулов, Любовь Полищук, в гостевых ролях Геннадий Хазанов и Андрей Макаревич, в роли главной и женской – неизвестная, но очень хорошая Оксана Коростышевская.
Она здесь Джекки – "журналистская шушера", пронырливая телерепортерша-"папарацци". Она охотится за сбежавшим Абдуловым. Абдулов здесь академик Антон Михайлович Каштанов, такой знаменитый, что его исчезновение ставит на уши всю страну. А он просто не выдержал деспотизма жены-Полищук и сбежал в народ, к травинкам, кузнечикам и лягушкам. Одновременно исчезли два миллиона долларов из фонда его имени, но это нужно, чтобы бросить на академика тень подозрения, и когда тень исчезнет, про два миллиона все забудут, как бы их не было.
Наверное, Эмиль Брагинский не успел дописать свой последний сценарий. Но он успел сообщить фильму неповторимый теплый юмор и лирический оптимизм, свойственный очень хорошему человеку.
Зная Абдулова, легко предсказать, что он влюбится в Коростышевскую. Хотя поначалу он недотепа и чеховский персонаж в стиле Дымова в исполнении Сергея Бондарчука. Русский интеллигент на пленэре, который ничем не выдает свое академическое прошлое. Работает лодочником Михалычем в городке Крушине, отбивает атаки журналистской шушеры, лечит ее водкой. Влюбившись, преображается, восстанавливает шушере ногу, оттоптанную коровою, побеждает богатея Ежикова, достает захваченный впрок смокинг и в нем, несмотря на боязнь высоты, вдвоем с шушерой летит в небо: "Воляре, уо-уо!". Двуспальный параплан, как летающий паровозик в "Небесах обетованных", сигнализирует о том, что уже финал.
Но это далеко не финал. Испытав сладость душевного и физического взлета, Абдулов возвращается в Москву и сдается деспотичке Полищук, предавая себя и Коростышевскую. Идет сцена молчаливого свидания в московском трафике, навевающая воспоминания об аналогичном свидании Штирлица с женой в тылу врага. Академик опускается все ниже и опять, стилистически закольцовывая фильм, обретает черты себя изначального – недотепы, который спотыкается о ковры и ушибается о стенки.
Таким образом Абдулову в этой роли выпало сыграть по меньшей мере шесть ролей: русского интеллигента Дымова (борода, кроткий взгляд, купола и маковки), Толстого с крестьянами в Ясной Поляне (косоворотка, босые пятки, непротивление, слияние с природою), "старую клячу" в штанах (отпор следовательнице Волковой, победа над Ежиковым), крутого мэна (пикник на обочине с охранником, Хазановым и Макаревичем, которые привнесли в прозрачные валдайские дали загар и дыхание подводных лагун Тирренского моря), советского романтика Валерия Чкалова в его переходе через Альпы на одномоторном параплане, но с любимой, и детсадовскую профессуру из кинокомедии 1941 года "Сердца четырех" (рассеянность и смешная недотепистость старта-финиша).
Оксане Коростышевской чуть проще: она играет Алису Фрейндлих и Светлану Сорокину. Первую играет глазами – потому, что фабула "Омутов" родственна "Служебному роману". Вторую играет прической – для профориентации. Очень хорошая музыка из архивов Микаэла Таривердиева возвращает фильм к счастливым временам "Иронии судьбы", туда же зовут песни Окуджавы и Никитиных. Комические автогонки заставляют испытать ностальгию по художественной энергии и донкихотовским порывам "Берегись автомобиля".
Похоже, что, прощаясь с веком, Рязанов вступил сразу во все реки, в которые он некогда ступал он сам, да и все советское кино, если иметь в виду Штирлица и "Сердца четырех". А также Ольгу Волкову, которая талантливо подражает артистке Мурзаевой в "Близнецах" 1945 года. Даже улетный наив картины – оттуда же: преуспевающая телезвезда ездит на проржавленном "жигуле" с табличкой "В ремонт", а телевидение снимает на бытовых кассетах VHS. К нашим дням относятся только два эпизода: купающаяся Коростышевская и тихая реклама "Фэри", средства для жирной посуды, как бы ненароком поставленного в кадр (не стоит кино без спонсоров).
Фестиваль "Киношок" констатировал, что эта двух-с-половиной-часовая коллекция раритетов века – лучший фильм года.