Замечательная семейная авантюрная фэнтези-комедия о парне из современной Москвы, который вынужден спасать сказочный край от тирании Добра
Ваня Найденов (Виктор Хориняк) – мелкий мошенник, который выдает себя за белого мага и зарабатывает на приворотах, снятии сглаза и участии в телешоу. Однажды, когда за ним гонятся охранники недовольного клиента, Ваня прыгает в трубу водяной горки в аквапарке… и оказывается в волшебной стране Белогорье, где живут герои русских сказок и былин. Волшебник, который перенес Ваню в магический мир, объясняет парню, что он – сын Ильи Муромца. Его спрятали в Москве XXI века, когда в Белогорье после победы сил Добра княжна Варвара (Екатерина Вилкова) превратила всех богатырей в камень, чтобы ее муж Добрыня занял княжеский престол. Теперь пришло время спасать богатырей, и делать это Ване придется в компании Кощея (Константин Лавроненко), Бабы-яги (Елена Яковлева) и других созданий, которых Добрыня заточил в темницу.
Студия Walt Disney не довольствуется прокатом в России голливудского кино, основанного на западных комиксах и брендах. Она хочет зарабатывать еще и на отечественных семейных лентах, вдохновленных русским фольклором. И мы счастливы сообщить, что новый диснеевский блин в этом жанре получился куда менее комковатым, чем предыдущий эксперимент студии – «Книга мастеров» 2009 года. Интересно, помните ли вы эту картину, которая в свое время сделала неплохую кассу?
«Последний богатырь» придуман и снят российской кинокомпанией Yellow, Black and White, которая обычно работает над ситкомами («Светофор», «Кухня», «Отель Элеон»), однако это не чистая комедия. Скорее это комедийное фэнтези-приключение, которое перемежает прикольные, патетические и боевые моменты и может похвастаться как смешными шутками, так и неплохо поставленными поединками с применением магии и боевых искусств.
«Последний богатырь» серьезнее, чем «Шрэк», но он использует тот же постмодернистский повествовательный прием – превращает традиционных героев в злодеев, а злодеев – в героев. Вместо того чтобы биться с Кощеем и Бабой-ягой, Ваня становится их соратником в борьбе с тиранией Добра. В то время как княжна Варвара («Варвара-краса, длинная коса»?) с ее стражниками и волшебными заклинаниями превращает Белогорье в тоталитарный край, где есть место лишь для одного богатыря и одной чародейки. От Варвары страдают не только монстры и богатыри, но и простые люди вроде деревенской красавицы Василисы, которую ревнивая волшебница вместе с семьей превратила в жаб. Теперь Василиса отчасти оборотень, отчасти ниндзя, и поначалу она куда героичнее, чем Ваня. Недобогатырь нужен Кощею и прочим лишь потому, что только отпрыск Ильи Муромца может найти меч-кладенец, необходимый для победы над Варварой.
Негероичность Вани – это, пожалуй, главный камень преткновения, на котором могут споткнуться некоторые зрители. Да, суть «Последнего богатыря» в том, что Ваня постепенно обретает мужество. Однако это значит, что большую часть времени Виктор Хориняк в кадре валяет дурака и чаще мешает, чем помогает своим могущественным спутникам. А так как Ваня – профессиональный обманщик, то он не только слабак и трус, но еще и хвастун и пустомеля, что делает его весьма раздражающим персонажем, не чета Шрэку или Иккингу из «Как приручить дракона». Считаете ли вы Хориняка из сериала «Кухня» достаточно обаятельным и забавным, чтобы примириться с таким поведением персонажа, или же вы станете кривиться и закатывать глаза всякий раз, когда Ваня будет «лажать»? Удовольствие, которое вы получите от «Последнего богатыря», прямо зависит от ответа на этот вопрос.
К счастью, Хориняк в кадре не один, и к его окружению не придраться. Белогорье – очень красивый край с лесами, полями, горами, реками и пещерами, а спутники Вани – один другого колоритнее. Так, хотя Константина Лавроненко в роли Кощея не узнать, грим не скрывает харизму и мужественность актера, и злодей получился весьма интригующим персонажем – притягательным, всезнающим, саркастичным и неубиваемым. Последнее позволяет Кощею, например, орудовать рукой, когда она отделена от тела. Баба-яга кажется бессильной старушенцией, но она владеет мощной магией и оказывается едва ли не самым полезным членом отряда. Российско-украинская телевизионная актриса Мила Сивацкая очень обаятельна в роли Василисы. Ну, а то, как картина подает Змея Горыныча, мы не будем спойлерить. Это отличный сюрприз! В свою очередь, Вилкова, которая несколько лет назад сыграла Миледи в «Трех мушкетерах», вновь доказала, что превосходно вписывается в роли коварных злодеек.
Помимо антуража и набора персонажей отечественное происхождение ленты выражается в ее небольшой неотшлифованности. То там, то тут видны сцены, которые можно было бы сделать ярче, и слышны шутки, которые могли бы быть смешнее.
Вообще, по мелочи придраться в «Последнем богатыре» можно ко многому. Скажем, к тому, что слово «кристалл» в контексте русской сказки звучит неаутентично, что за кадром преимущественно играют англоязычные песни, что Добрыню называют то «царем», то «князем».
Но простим картине эти странности и недочеты. Главное, что она развлекает, радует, впечатляет, подбрасывает сюрпризы, стреляет из всех «чеховских ружей» и предлагает правильную мораль. А еще «Последним богатырем» может насладиться вся семья. Правда, не берите с собой самых маленьких детей. Это кино для тех, кто постарше.
С 26 октября в кино.