Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Верность Жене

Деревянные руки, сиамские близнецы, прыгающие по воде камешки и ходячая табуретка... Режиссер Жан-Пьер Жене вместе с EMPIRE создает альбом эксцентричных образов и вдохновляющих идей, определивших его уникальное творчество... 

06.12.2019 Текст: Empire Обсудить
Добавить в закладки
Верность Жене

В своем дебютном полнометражном фильме Жене и его тогдашний сорежиссер Марк Каро показали причудливый постапокалиптический мир, в котором мясник скармливает своим покупателям обрезки человечины, а между полуслепой женщиной и бывшим клоуном зарождается робкий роман.

– Марка Каро привлекала темная сторона и фантастика, меня же больше тянуло на светлую сторону. В «Деликатесах» вы видели и то, и другое. Мы сняли два фильма, и это было что-то вроде эксперимента. Мы не братья, хотя в истории кино режиссерские пары обычно братья – Коэн, Вачовски и прочие… Мы нет, так что это просто чудо, что нам удалось снять два фильма. Мы больше не будем работать вместе, хотя мы по-прежнему друзья. Но фильмы лучше делать одному

Затопленная ванная

– Эту сценку мы снимали около недели. Забавно – через шесть, может, через семь лет я увидел короткометражку с Лорелом и Харди, и там была такая же идея. Такая же ванная с парой копов за дверью. Наверное, кто-то, я или Марк Каро, в детстве видели этот фильм и потом забыли. А он сидел где-то в подсознании.

Эпизод со скрипящей кроватью

– Моя идея! Я помню, как все хотели ее вырезать – в сценарии, при монтаже. Но я сказал: «Нет, это хорошая сцена!» В Штатах ее потом часто копировали: в рекламе, в полнометражных картинах, даже в фильме «Тужься». Этот фильм – шедевр, он очень хорош, но в середине то же самое – «скрип-скрип-скрип…» Однако режиссер Ли Дэниэлс прислал мне имейл со словами: «Я тебя люблю!» Он также скопировал некоторые сцены из «Амели». Это очень мило! Как говорила Шанель, если тебе не подражают, значит, ты никому не интересен.

Второй фильм Жене и Каро – это фантазия в стиле стимпанк, повествующая о цирковом силаче и девочке-сиротке, которые разыскивают украденных детей. Он стал последней совместной работой режиссеров.

– Этот фильм – большая ошибка. Сначала была идея с гаванью и двумя персонажами – большом парне и девочке в эдаком Лондоне из «Оливера Твиста». А потом мы говорим: «О, но теперь нам нужен сюжет!» Большая ошибка. Нужно начинать с сюжета, а потом уже определять настроение и придумывать окружающий мир. Сперва сюжет. Я не горжусь «Городом потерянных детей». Американцы и англичане его обожают. Во Франции отношение другое. Для меня он чересчур фантастический, а я не очень люблю фантастику. В научной фантастике – да, это могло происходить, но позже, в будущем. В фантастическом мире может происходить что угодно. Это глупо.

Красное и зеленое

– Многие считают, что это такая наша подпись, но нет. Использовать красное и зеленое – это была идея Марка Каро в «Городе потерянных детей». Я использовал ее лишь чуть-чуть, но некоторые запомнили это надолго. В «Амели» был красно-зеленый постер, но это простое совпадение. Я его не делал. Парень изобразил красный пуловер на зеленом фоне, и все говорят: «О, ты любишь красное и зеленое!» Но это просто два совпадения. Это не так, как я вижу.

Осьминог

– Мы с Марком обожаем близнецов. У нас почти в каждом фильме были близнецы. И в «Амели» есть близнецы, хотя в «Микмаксе» нет. Это так странно. Сюрреалистично. Я не знаю, откуда эта штука с близнецами. Может быть, из-за того, что тогда мы работали с Марком Каро и мы были вроде как близнецованные мозги… Существо с двумя мозгами.

Четвертый фильм из серии о «Чужих» переходил от одного режиссера к другому. Вначале были Дэнни Бойл и Дэвид Кроненберг. В конце концов, работа досталась Жене. Он впервые снимал фильм без Каро. Многие фаны сочли данный выбор преждевременным авансом и, мягко говоря, отнеслись к нему без особого энтузиазма.

– Я не хотел снимать «Чужой 4: Воскрешение»; я хотел снимать «Амели». Но я не мог сказать «нет», я думал, что если я скажу «нет», то буду потом каждое утро смотреть на себя в зеркало и говорить: «Ты отказал Голливуду!» Это было тяжело. Во Франции у меня была полная свобода действий во всем, в каждой детали. В Голливуде мне приходилось бороться, сражаться за такую свободу. В итоге я ее получил, и в целом я горжусь фильмом. Хотя сюжет как сюжет, это же сиквел «Чужого», не особенно интересно. Когда фильм вышел во Франции, я был как король. Везде четыре звезды, я ведь сделал фильм в Голливуде! Я знаю, что в Штатах и остальных странах его принимали прохладно. Мне все равно. Сценарий писал не я, это был не мой фильм. Я был наемный режиссер. Вот «Амели» – мой фильм, его не трогайте! «Чужой…» вам не нравится? Ну и ладно. Я сделал, как мог.

Сигурни и Вайнона

– Сигурни театральная актриса; она была очень рада, когда мы обсуждали ее персонажа. Я говорю: «Мне кажется, ты можешь сделать вот так…», а она мне: «Нет. Я знаю. Я скажу тебе, как буду играть». И я менял сценарий согласно ее пожеланиям. С Вайноной Райдер все было наоборот. Ей было все равно. Я говорю: «Малыша-чужого у нас пока нет, так что тебе придется напрячь воображение». Она говорит: «Не беспокойся, я сыграю тебе любую реакцию». И она играет так, и так, и так… (изображает потрясение, рыдания, ужас). И каждая сыграна идеально.

Младенец-чужой

– Идея с младенцем – не лучшее в фильме. Я думаю, темные чужие куда более интересны. И некоторым не нравится этот его носик и все такое. Я понимаю. Но это был единственный спецэффект, который работал… Компания ADI трудилась над вторым и третьим фильмами, они были отличные ребята. Просто идеальные. Все остальное – о, Боже мой! Эпизод под водой – В США если ты о чем-то не попросишь, тебе этого не дадут. Например, я не мог смотреть под водой, не мог видеть проблемы и что там вообще происходит. Я видел только то, что на мониторе. Однажды пришли люди снимать «фильм о съемках фильма», и они погружали камеру в воду на длинной палке. Я не мог понять! Я говорю: «Почему у меня этого нет?», а они говорят: «Ты не спрашивал». Я был готов их убить. Таков Голливуд.

Снятая Жене история о девушке (Одри Тоту), которая тайком помогает другим в ущерб собственной личной жизни и счастью. Картина завоевала горячую зрительскую любовь, критики также превозносили картину до небес; фильм получил пять номинаций на «Оскар», хотя, вопреки справедливости, остался без единой статуэтки.

– «Амели» – моя любимица! Это очень личный фильм – моя жизнь, мои идеи, мой сюжет. Но такой успех я не мог себе представить. Помню, как сидел один дома и размышлял, кому он понравится. Фильм очень искренний, в нем все, что я люблю. Два года после этого я жил, как во сне! Иногда я думал, что, может, я уже умер и попал в рай, и все вокруг просто притворяются.

Снимки на паспорта

– Это была настоящая коллекция, она принадлежала парню, написавшему несколько книг, Мишелю Фолко. Он дал мне разрешение использовать ее в фильме. Мы сделали копию, конечно, потому что нельзя было использовать фотографии людей, которых мы не знаем. Но копия очень близкая к оригиналу. Я использовал ее в другом сценарии, но не нашел на него денег. Это была одна из тысячи идей в «Амели».

Камешки, прыгающие по воде

– Мы с моим оператором-постановщиком Брюно Дельбоннелем обожаем делать сложные кадры с кранов, как в сцене на мосту. Он снимал последнего «Гарри Поттера» – прекрасная работа, на мой взгляд. Для прыгающих камешков мы использовали фокус. У Одри бросать камешки получалось более-менее, но ее дублер был гораздо, гораздо лучше! И мы схитрили, мы их совместили – ее на мосту и его камешек.

В экранизации романа Себастьяна Жапризо о женщине, разыскивающей своего жениха, который считается погибшим на Первой мировой войне, Жене опять воссоединился с Одри Тоту. Это был самый высокобюджетный из всех фильмов Жене на французском языке.

– В книге описана масштабная, очень романтическая история. После «Амели» я мог получить кучу денег, чтобы снять ее с Warner. Спасибо, Warner! Мы сделали фильм на французском. Для меня это было важно, потому что это французская история. Я не мог себе представить Первую мировую войну, в которой французы говорят как американцы. Нам дали 36 миллионов евро – огромная сумма для французского фильма. Я с удовольствием воссоздал Париж двадцатых годов, а потом траншеи и все прочее.

Деревянная рука

– Деревянная рука бармена? Это шедевр. Она живет у меня дома. Это поразительная штука. Она работает. Это не спецэффект, это прекрасная вещь из металла и дерева.

Батальные сцены

– Я знаю о Первой мировой войне все. Я все читал. Когда я был маленький, я был помешан на ней. Я в шутку говорю, что знал эту войну в другой жизни. Может быть, это правда. Я слышал, как другие люди говорят то же самое. Когда я впервые попал в траншею, я надел шлем и подумал: «Боже, эта ситуация мне знакома…» Самое лучшее военное кино – «Спасти рядового Райана»; там впервые можно почувствовать стальной ураган. Мы постарались сделать местами нечто похожее, но совсем чуть-чуть, потому что мы снимали не военный фильм. Это фильм о любви, но на Первой мировой войне. Война была столь ужасна, что мы не могли показать весь ее ужас. Фильм нельзя было бы воспринимать как историю любви, он бы никому не понравился.

Фильм Жене, который мы никогда не увидим

– До съемок «Микмакса» я потратил три года, работая над «Жизнью Пи». Это был очень красивый проект. Книжка создавала впечатление, что экранизировать ее было бы совсем дешево: тигр, мальчик и лодка. Но на самом деле получился кошмар! Я написал сценарий вместе с Гийомом Лораном, своим соавтором. Сделал раскадровку, создав для этого модели спасательной шлюпки, тигра и мальчика, как для мультфильма. Сделал 3500 снимков. Весь фильм целиком. Шесть месяцев работы. Мы делали разведку мест для натурных съемок в Индии, мы выяснили, как построить машину, которая делает волны внутри бассейна. В итоге бюджет вырос до 85-ти миллионов долларов. В Warner Bros. сказали: «Вы нас разочаровали!» Я предложил им самим спродюсировать проект. На самом деле, это стоило бы 59 миллионов евро. Хотя это евро. Евро, доллар, невелика разница! Я читал, что Энг Ли (нанятый сейчас режиссером для экранизации романа Янна Мартеля) всех предупреждал: «О, это будет очень трудно и очень дорого!» Он столкнется с той же проблемой. Я говорил с продюсером, и он подтвердил: «У нас нет никаких решений!» Я думаю, мы и через десять лет еще будем об этом фильме только размышлять.

Последний фильм Жене – это история человека (Дэни Бун), который планирует изощренную месть двум производителям оружия, косвенно виновным в убийстве его родителей и бросившим его умирать с пулей в мозгу. Для осуществления плана он прибегает к помощи обитающих на свалке старьевщиков, которые собирают сломанные вещи и дают им новую жизнь.

– Можно сказать, что «Неудачники» – это немножко «Деликатесы», немножко «Амели», хотя это так не задумывалось. Производство фильма двигалось быстро. Я написал его за четыре месяца. В нем смешаны разные идеи. Идея про торговцев оружием, идея про месть, как у Серджио Леоне. И еще я хотел, чтобы там был такой братский отряд, подобно странным игрушкам в «Истории игрушек» или семи гномам из «Белоснежки». Я хотел совместить эти три идеи.

Старьевщики

– Я хотел, чтобы они были как странные игрушки в «Истории игрушек». Они берут сломанные вещи и делают что-то новое. Я большой поклонник Pixar. Я имел честь презентовать мастер-класс в этой студии. Моя жена с побережья Сан-Франциско. Я был там в отпуске, они узнали об этом и позвонили мне. Конечно, я поехал на студию! Я общался только с двенадцатью людьми, потому что остальные были очень заняты. Потом они привели меня в кинотеатр и показали короткий фильм. Я думал, что на этом мы закончили, и собирался уходить, но они сказали: «Нет, это же мастер-класс!» И потом тысяча человек задавала мне вопросы! Я их обожаю.

Миссия невыполнима

– Я был большим поклонником сериала, но не фильма. Когда был маленький, не пропускал ни одной серии. В конце «Микмакса» есть трюк с вагоном, который, я думаю, взят прямо из «Миссии…». Фильмы? Я видел первый, он меня разочаровал. Эта не та «Миссия невыполнима», которую я знал.

Скульптуры

– В «Микмаксе» у нас есть эти чудесные машины, которые делает персонаж Крошка Пит (Мишель Кремаде). Я фанат «наивного искусства», примитивизма, рядом с моим домом на Монмартре есть музей. Я пошел туда и наткнулся на этот шедевр. Позвонил человеку, который его сделал, и, к счастью, ему нравились мои фильмы. Он одолжил нам четыре предмета: мартышку, ходячую табуретку, юбку-танцорку и мышку. Они прекрасны! 

Текст: Empire
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?