Синдзи Арамаки, натренировавшийся в компьютерной мультипликации, наконец представил зрителям фильм, являющийся показательным образцом 3D CG-аниме
В начале сентября 2013-го в кинотеатрах Японии стартовала полнометражка «Капитан Харлок», представляющая собой современную адаптацию одноименной манги Лэйдзи Мацумото, «короля» жанра космической оперы. Имя культового Синдзи Арамаки в титрах, тотальное 3D CG на экране и статус самого дорогого аниме в истории (бюджет – свыше $30 млн.!) не уберегли фильм от провала в японском прокате, однако на Западе, что случается с восточным мультами крайне редко, он стал хитом – во Франции и Италии, где позиции наследия Мацумото по-прежнему крепки, лента собрала более $15 млн.
Российские зрители с приключениями одноглазого долговязого Харлока знакомы по сериалу «Космический пират капитан Харлок» (1978-1979 гг.) и «Аркадия моей юности» (1982-1983 гг.). С творчеством Арамаки – по дилогии «Яблочное зернышко». В новой работе режиссер далеко ушел от местами неправдоподобной мимики героев и неровной анимации своих первых опытов в 3D CG, а также избавился от комплекса «сюжетных дыр». Перед нами мощный боевик, в двухчасовое пространство которого умещено столько материала, что хватило бы на продолжительный сериал, по визуальной красоте намного превосходящий Final Fantasy VII: Advent Children (2005) и прочие достижения японской компьютерной анимации.
Меланхолия капитана Харлока
Итак, начнем с сюжета «Капитан Харлок». Далекое-предалекое будущее, в котором земляне колонизировали планеты из родной галактики и соседних. Причина – в истощении ресурсов родной планеты. Спустя какое-то время homo sapiens решили вернуться в колыбель, из которой вышли, однако за время отсутствия человечество дико расплодилось: всем места на Земле не хватило, и тогда разразился конфликт галактического масштаба, названный «Войной возвращающихся домой». Война поделила человеческую расу на тех, кто навел порядок (Gaia Coalition), на всем довольных (абсолютное большинство) и изгоев (Харлок и 40 разбойников на космическом линкоре «Аркадия»). Землю объявили закрытой зоной, на Харлока, бывшего военного, объявили охоту. Что осталось от аниме 70-х? А ничего не осталось, кроме оппозиции Харлок – земное правительство. Зато зрителям не нужно осиливать тайтлы аниме-франшизы или читать мангу, которой в России, кстати, нет даже в фанатском переводе.
В старых сериалах Харлок частенько бросал запоминающиеся фразочки вроде «Если хотите изменить мир, поднимайтесь на борт моего корабля», в CG-ремейке он практически постоянно молчит. Как у любого колоритного манга-персонажа, у него нет одного глаза (вспомните Зоро из One Piece или Гатса из Berserk), его плащ развевается в любой ситуации, он вызывающе брутален, так что, не зная пиратского прошлого-настоящего Харлока, его можно принять за аристократа. Плюс все классические «фишки» при нем – «шпага», шрам, шарм. Принимая их во внимание, как-то перестаешь сомневаться, что этот дядечка с фриковатой привычкой таскать длинношеюю птицу на плече и впрямь избороздил «семь морей» в космосе. В аниме Харлок постоянно появлялся из ниоткуда в критических ситуациях, в новом фильме ничего такого нет – зато пират порой не прочь изобразить Супермена. Ну и еще один важный штришок – Харлок тут не является главным героем и большую часть фильма его нельзя назвать протагонистом.
О «визуальной беспрецедентности» аниме: в поддержку Джеймса Кэмерона
На западных сайтах уже успели пошутить насчет того, что делать из Харлока отрицательного персонажа – все равно что Микки Мауса представлять геем. Но это все-таки аниме, и пора бы уж привыкнуть, что герои тут (по крайней мере в серьезных фильмах) не бывают типичными добрынями и злыднями. С другой стороны, сам факт обращения к порядком подзабытой зрителями франшизе, хоть и с деформированным образом символьного персонажа, однозначно заслуживает внимания.
Первоначально антагонистом выставляют Яму (Логан в англоязычном дубляже), брата командующего космическим флотом Gaia Coalition Эзры, посланного убить Харлока. Потом он некоторое время играет на «Аркадии» роль Тадаси Дайбы из оригинального сериала, и постепенно зритель понимает, кому в картине будет отведен максимум времени.
Харлок и Яма в визуальном плане безупречны – не смотрятся надувными куклами, эмоции отлично передаются мимикой, внешность и одежда детализированы по высшему разряду, никакого эффекта «зловещей долины» при наблюдении за ними не возникает. Колоритны не только центральные персонажи, но и окружение – особенно хорошо прорисован толстяк Яттаран, а Кэй Юки, Мимэ и Нами, несомненно, получились у Арамаки со товарищи не менее привлекательными, чем Дюнан Натс («Яблочное зернышко»).
Новая картина хороша не только дизайном персонажей, ландшафтными красотами, натуралистично поданной техникой и динамичными файтинг-сценами, но и чисто киношными приемами. Тут вам и сцены-рефрены (Кэй хватает Яму над ямой, то есть над пропастью, – чуть позже эпизод повторяется, только в роли спасителя выступает уже Яма), и резкие наезды/отъезды камеры, и короткие флешбэки (без бича жанра в виде ручьев слез), и использование dark matter в качестве макгаффина, и применение контрастной цветовой палитры в сценах на «Аркадии» и в апартаментах Gaia Coalition (доминирование темных и светлых оттенков соответственно).
Во время промокампании «Капитан Харлок» вовсю тиражировалась фраза Джеймса Кэмерона о «визуальной беспрецедентности» данного аниме – и она не оказалась пустым рекламным лозунгом. Аниматоры Страны восходящего солнца уже давно научились делать вменяемое 3D (даже в случае с мувиками по долгоиграющим сенэнам – One Piece 3D: Mugiwara Chase тому яркий пример), а разложение сил на аниме-передовой теперь выглядит следующим образом: на одном ее краю – ручная мультипликация Studio Ghibli, на другом – компьютерные фильмы вроде того, что выпустил Синдзи Арамаки. В 3D CG, кстати, сейчас переводят еще одного знакового для аниме-индустрии персонажа – речь о коте Дораэмоне, свежий мувик с которым, озаглавленный Stand By Me Doraemon, стартует в кино в августе текущего года.
Последнее плавание?
Определенно нет, ведь одиссея Харлока по идее бесконечна – космос-то бескрайний. Кроме того, по всему миру сейчас снова проснулся интерес к творчеству Лэйдзи Мацумото (мангака-аниматор уже не раз в прошлом на несколько лет уходил в тень). Голливудские кинодельцы не остались в стороне: в конце октября 2013-го было объявлено о том, что к «живой» экранизации «Космического крейсера Ямато» (классический аниме-сериал, созданный Мацумото) прикреплен в качестве режиссера Кристофер МакКуорри, известный по картинам «Операция “Валькирия”» и «Джек Ричер». Компания Skydance Productions занимается проектом с 2011 г., тогда же она наняла МакКуорри писать сценарий, а в июле 2013-го ею был зарегистрирован домен Starblazersthemovie.com – на Западе франшиза о линкоре «Ямато» известна именно под названием Star Blazers.
В новом «Капитане Харлоке» (в российском прокате он получит название «Космический пират Харлок 3D») главный герой не является грустным и старомодным, на «Аркадии» отсутствуют угарные врач и повариха, нет массового жертвования собой ради блага мира, не звучат пафосные предсмертные речи, сюжет далеко не так прост, как в старом аниме. Тем не менее порой Арамаки и компания «вспоминают» творение Ринтаро и Мацумото – например, вставляют в кадр увешанных бакенбардами капитанов космических кораблей или раз за разом проворачивают фокусы с голограммами. И все же если Харлок по сюжету пытается вернуть Вселенную к истокам, изменив течение времени, то сам фильм возвращением к истокам серии не является. Он оригинален во всем (от Мацумото тут только мир и персонажи) и ориентирован скорее на западного зрителя, чем на японцев: отсюда не только покадровое цитирование любимого режиссером Масамунэ Сиро, но и узнаваемые отсылки к «ВАЛЛ-И» и «Звездным войнам».
«Космический пират Харлок» выйдет в российский кинопрокат 15 мая