Британский новогодний мультфильм со слабой графикой, нелепым сюжетом и бездарными песнями. Не кладите его детям под елку!
Полярный эльф Бернард убирает навоз за летающими эльфами Санта-Клауса и мечтает о славе. Каждый год он приносит в компанию «Санта Инкорпорейтед» новое изобретение, способное помочь Санте в его работе, и каждый год его презентация оканчивается провалом. Вот и в этом году изобретение Бернарда выходит из строя и ненадолго вырубает свет на всем полюсе. Среди прочих эльфийских устройств отключается маскировочный щит, и деревню Санты засекает на радарах зловредный владелец корпорации по доставке грузов, который с детства мечтает узнать, как Санта-Клаус всего за одну ночь развозит миллионы подарков. Когда прихвостни миллионера нападают на полюс и берут эльфов и их предводителя в плен, Бернард использует встроенную в сани Санты машину времени, чтобы вернуться в прошлое и исправить свою оплошность. Однако он вновь попадает впросак. И во второй раз. И в третий…
Британским анимационным продюсерам, кажется, понравилась идея механизации Санта-мифологии. Два года назад мы видели в кино «Секретную службу Санта-Клауса» студий Aardman и Sony Pictures Animation, где семья Санты доставляла подарки на гигантской «летающей тарелке», а теперь нам предлагают мультфильм студий Gateway Films и Prana Animation, где в сани Санта-Клауса вмонтирована машина времени и где главный герой и другие умные эльфы изобретают механические, а не магические приспособления. Конечно, в эпоху iPhone и iPad художникам интереснее рисовать эльфийские компьютеры, а не эльфийские волшебные палочки. Но, сводя новогоднее волшебство к науке и технике, сценаристы «Спасти Санту» попали в сюжетную ловушку.
В самом деле, если Санта крут, потому что на него работают самые умные в мире ученые, то Невиль Бэддингтон, несмотря на слово bad («плохой») в его фамилии, совершенно прав, когда пытается силой выведать секреты Санты. Ведь полярный правитель забивает гвозди дефибриллятором. Только представьте, сколько людей можно спасти, если доставлять со скоростью Санты еду, лекарства, врачей, спасателей, органы для пересадки! Даже если брать за это деньги, это все равно куда моральнее, чем раз в год бесплатно развозить детям подарки – зачастую никчемные безделушки. Если тайна Санта-Клауса – это не «особая северная магия», а хитроумная технология, то эльфы хуже нацистов. По крайней мере, некоторые нацисты сомневались, что стоит расстреливать маленьких детей. А Бернард и его друзья даже не думают о тех людях, кто каждый год гибнет, потому что эльфы и Санта прячут от человечества свои изобретения.
Но, допустим, мы забыли об этом колоссальном логическом ляпе и заодно проигнорировали тот возмутительный факт, что главным злодеем ленты оказывается не Невиль, а его черствая мамаша (мультфильмы для малышей с рейтингом 0+ должны учить слушаться маму, а не сомневаться в ее словах). Как смотрится «Спасти Санту», если вывести за скобки идеологию?
Все равно плохо. Красочная, но убогая компьютерная анимация, путаный сюжет с наслаивающимися путешествиями во времени, которые могут поставить маленьких детей в тупик (в «Назад в будущее» сюжет был куда проще!), пахучие шутки про навоз, не страшный и не смешной, а раздражающе манерный злодей, едва намеченные второстепенные персонажи… И песни. О, эти песни! Трудно сказать, «заслуга» ли это создателей российского дубляжа или же оригинал тоже был кошмарным, но, когда Бернард начинает петь, хочется выбежать из зала. Потому что его песни невыносимы и музыкально, и лирически, и по исполнению. И, кстати, на кой черт песни отнюдь не лиричному и не романтичному мультфильму?
В общем, похвалить «Спасти Санту» можно лишь за динамичное действие (по крайней мере во второй и третьей третях картины – начинается лента довольно вяло) и за справедливую мораль: «Каждый может быть героем». Но этого мало, чтобы поставить мультфильму положительную оценку.