Вся новая голливудская версия "Вокруг света за 80 дней" снималась в Германии, на бывшей студии ДЕФА и в окрестных деревнях, затем на три дня группа выехала в Таиланд. При этом истрачен бюджет в 110 млн. долларов, и все кино просто не покидает вопрос: а куда опять дели деньги. И минус не в том, что фильм не имеет к Жюль Верну никакого отношения, он вообще ни к чему не имеет отношения, кроме детсада и Джеки Чана...
Это по какому же курсу они пересчитали свои баксы в германские еврики? Или все-таки очень дорого стоят тайские секс-туры? Впрочем, последнее если было, то осталось за кадром очередного Жюль Верна. Режиссер Фрэнк Корачи снял "суперблокбастер" без всякого секса для семейного просмотра. Фильм легкий, веселый, красочный в любом возрасте, за одним только исключением в составе любой семьи. Матери семейств не являются целевой аудиторией фильма. Деткам там все мелькает, папочки с Джеки Чаном – обычно близнецы-братья, но мамочкам, чтоб окончательно не иссохнуть в двухчасовой темноте после тяжелой трудовой недели, лучше остаться дома, приготовить к обеду что-нибудь экзотическое.
Минус не в том, что фильм не имеет к Жюль Верну никакого отношения, он вообще ни к чему не имеет отношения, кроме детсада и Джеки Чана. Ведь никаких отвлекающих от быта и семьи путешествий там, собственно, нет. Лондон, Париж, Турция, Индия, Китай, Сан-Франциско – практически сплошь фанерные декорации с дорисовкой и домакеткой, а перемещения между ними – компьютерная графика. Вот графика, кстати, хорошая, больше всего понравилась – так все сверху, летуче, на сумасшедшей скорости по горам, по долам – аж дух захватывает, и никаких тупых и кислых персонажей. Но "перемещения" – это всего лишь заставки между разноцветными декорациями. И простой советской матери всю дорогу будет непонятно, как же дошел до жизни такой знаменитый почти полтора столетия роман именно о кругосветном путешествии. Где тигры, драконы, слоны, бизоны в пампасах? Ведь за полтора столетия каждая девочка, не говоря уж о мальчике, помнит с пеленок, что там что-то такое было.
Если точно, был некий лондонский дэнди Филеас Фогг, заключил он пари в своем клубе и пошел потом быстро по миру. Через Париж со слугой-французом добрался до Испании, затем через Индию – в Гонконг, по пути спас принцессу Ауду, не миновал Японию и Штаты, и все это – на последнем слове техники XIX века, а именно пароходах, паровозах и воздушных шарах. Волнующе, экзотично. Чтобы мать уяснила, куда все это делось и за что ей показывают то, что показывают, надо знать всю историю экранизаций "Вокруг света за 80 дней", происходившую почти синхронно изданию романа. А откуда ж ей знать ее после тяжелой трудовой недели? Хотя вообще эта история любому критику интересней, чем само произведение Фрэнка Корачи.
Возникшее вместе с XX столетием киноискусство давало возможность реально показать горы, долы, моря и океаны, тут жюльверновский сюжет был очень кстати. Первыми им воспользовались соотечественники-французы, сняв короткий немой черно-белый аттракцион с указанным названием еще в 1914 году. В 1919 году педантичные немцы сделали полноценную экранизацию с великолепным Конрадом Фейдтом. Там уже все было, включая индийскую принцессу. Американцы взялись за сюжет лишь в 1923-м, но со свойственным им прогрессизмом. Они решили отразить все революции в технике, происшедшие до их дней со времен Жюля Верна, поэтому фильм стал называться "Вокруг света за 18 дней", главный герой превратился в собственного внука Филеаса Фогга-третьего и летал аэропланами и плавал на субмаринах. Чуть позже живописность сюжета довела его до мультипликации. К 1931 году он был уж настолько изъеден, что давал почву только для метаморфоз – вышла туристическая хроника "Вокруг света за 80 минут с Дугласом Фэрбенксом".
Потом много чего на свете и с кинематографом происходило, мир отдохнул от детски-наивного жюльверновского оптимизма, подзабыл все, и в 1956 году стало можно напомнить, как он прекрасен, на новой пленке "Техниколор" и с широким экраном. Майкл Андерсон сделал большую, классическую экранизацию, получившую целых пять "Оскаров". Она была хоть и бесконечно-тяжеловесной, но со своими достоинствами. При бюджете в шесть миллионов снималась везде – в натуре Лондон, Париж, Мадрид, Пакистан, Гонконг, Япония, Сан-Франциско – и окупилась четырежды. Помимо главного примерно-ироничного Дэвида Найвена все роли, без исключения – любые эпизодики – играли там звезды мировой величины. На пару секунд появлялись Бастер Китон, Марлен Дитрих, Фрэнк Синатра, Ширли МакЛэйн, Фернандель, Шарль Буайе, Джон Гилгуд, Мартин Кароль, Петер Лорре, Виктор МакЛаглен и многие другие легендарные физиономии. Рассадив такой цветник по кругосветке, Андерсон в сущности закрыл тему. Новый всплеск интереса к ней случился лишь с победой телевидения. Тут пошли многочисленные сериалы (включая известный нам с Пирсом Броснаном 1989 года) и мультсериалы (итальянские и французские). На сегодня для дела остаются уж только намеки – "Вокруг света за 80 снов", "Вокруг света за 80 свадеб".
Когда необъяснимо, но неожиданно снова возникла возможность срубить бабок в большом кино, что было делать Фрэнку Корачи? Ну, с сюжетом можно не церемониться, ироничный лондонский денди стал трусовато-дегенеративным изобретателем (Стив Куган), гордая индийская принцесса – легкомысленной парижской гардеробщицей (Сесиль де Франк), а джентльменское пари превратилось в вечный конфликт новаторов и консерваторов, обильно сдобренный "актуальной" коррупцией госчиновников. Ну, еще ценное заимствование – знаменитости в эпизодах. Не во всех, конечно – сегодня и звезд не хватит на такое – но появляются оскароносцы Джим Бродбент и Кэти Бэйтс, хохмачи Джон Клиз и Роб Шнайдер, и даже милашка Арнольд Шварценеггер в роли турецкого султана. Не буду раскрывать, потому что, наверно, его эпизод – самый забавный и азартный, совсем чистая автопародия. Хоть на нем можно отдохнуть душой, так что смотрите своими глазами. Вместе с тем, кого нынче, после Юрия Сенкевича, возьмешь горами и долами, морями-океанами, которые облетаются вообще за день? Значит, смело оставим все это компьютерным мультикам – только чем тогда "будем брать"? И Корачи нашел решение – он учел эволюцию "человеческого фактора". Как раньше ставили на Фейдта, Фэрбенкса, Найвена, теперь тоже сыскался "председатель земного шара". Слуга-француз стал китайцем, причем притворяющимся французом, но являющимся патриотом, чем полностью затмил своего дегенеративного хозяина. На слугу два часа смотришь безотрывно, на его три ужимки во всех ситуациях – а больше и не надо, на его дурацкие шлемы, паранджи и цилиндры – все к лицу. Но, главное, конечно – час из двух ты видишь, как он работает ногами. Как работает!
На этот раз Джеки Чан полетает с моторчиком – прямо Карлсон, изобразит кун-фу в красках – в масляных красках в художественных мастерских, затем на отвесной стене спасет ребенка от пожара, затем заткнет дверь железной рукой свергнутого диктатора, схватится с силачом в подковах и цепях, сам будучи в это время прикован наручниками к одному несчастному англичанину, а когда уж доедет до "Китая" – тут полное раздолье. "Десять тигров" – десять Джеки Чанов в масках, один даже очень толстенький, сражаются с местным кунфуистским хулиганьем. Бочки, корзинки, дубинки, тележки, мечи и орала, и никто не ранен, но наши победили… "Нью-йоркские" декорации введут в этом смысле последнюю новинку – вместо китайских ножиков, вылезающих из браслетов на руках, ножик в носке туфли злобной китайской преследовательницы. Баба тоже умела драться. Но она все же явно – не мать. Матерям все же такие радости не компенсируют вырождения флегматичного дэнди Филеаса Фогга. Когда-то мужик с характером на спор объехал вокруг света, просто потому что мужик. И было стильно и красиво.
Когда в нынешней версии главной становится роль прислуги, то, как бы Джеки Чан ни был радостен, что вместо стиля может предложить прислуга? Ботиночки на толстой подошве?
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.