Кинематографические истории движутся вперед, но далеко не всегда. Чтобы усилить драматизм, раскрыть характеры и расширить вселенные, авторы делают пару шагов назад – к старым приключениям, которые для зрителей становятся новыми. Мы вспомнили наиболее удачные франшизы, чьи предыстории оказались очень даже к месту, многие из них так и вовсе вошли в историю кино.
«Вонка» с Тимоти Шаламе претендует на звание универсального приквела – он одинаково вхож и во вселенную «Чарли и шоколадной фабрики» Тима Бертона, и в пространство мюзикла 1971 года с эксцентричным Джином Уайлдером. Постановщик Пол Кинг у всех на хорошем счету благодаря «Медвежонку Паддингтону», и он проворачивает тот же трюк, рассказывая историю о начинаниях юноши в недружелюбном мире. Шаламе создает образ фокусника и мечтателя, еще не ступившего за черту безумия, как иконический герой Джонни Деппа, – он только-только открывает себя в кондитерском бизнесе и сражается с конкурентами-шоколатье (а точнее, с преступными элементами). Красочный и милый приквел – с великолепными музыкальными номерами и энергетикой старого Голливуда. И, что самое замечательное, не вызывает кариес.
Смерть Лоры Палмер стала отправной точкой мистического путешествия по Твин Пиксу и его изнанке. Как только Дэвид Линч завершил второй сезон, он обзавелся средствами и приступил к созданию полнометражного приквела. Лора Палмер в исполнении Шерил Ли предстала перед зрителем живой, а внимание фильма сосредоточилось на последних днях ее жизни. «Сквозь огонь» придал вселенной сериала еще более зловещие и странные обертоны – картина ускользает от интерпретаций, оставляя один на один с мистическим видением Линча.
Сюжетная архитектоника «Звездных войн» базируется на приквелах, точнее, на целых приквельных трилогиях. Именно в сагу, начатую «Скрытой угрозой», Джордж Лукас вложил все силы – он целенаправленно создавал культовое кино, не имея права на ошибку (хотя поклонники не раз тыкали его в эти ошибки, поскольку новая трилогия понравилась далеко не всем и не сразу). В самом ожидаемом фильме переломного миллениума врагом стала Торговая федерация, которая вторглась на Набу. Противостояние добра и зла дано в еще более невероятных голливудских масштабах, а повествование изрядно осложнено и запутано. При всем скепсисе поклонников, это все еще замечательный пример синтеза старого и нового.
Далеко не каждому известно, что заключительный фильм трилогии Серджио Леоне – это приквел, а его действие разворачивается до событий «За пригоршню долларов»: в том фильме фигурировало надгробие с датой смерти в 1873 году. В этом же – кипит Гражданская война между Севером и Югом, датированная 1862 годом. Впрочем, эти хронологические нюансы не так важны, и сюжет не акцентирует внимание на их переплетении. Третий спагетти-вестерн Леоне абсолютно самостийный – в нем есть особое эпическое дыхание, сравнимое с эпосами Гомера, а герой Клинта Иствуда, ищущий тайник с деньгами, становится главным трикстером кинематографа 60-х.
Приквел «Хищника» оригинально освежил как старый фильм, так и жанр, погрузив зрителя в 1719 год – в быт индейцев команчи, населяющих Великие равнины Америки. Больше никаких пулеметов, накачанных военных и Шварценеггера – только томагавки, зыбкие топи и природное чутье коренных жителей. До приквела Дэна Трахтенберга, конечно, мифологию «Хищника» уже порядочно истаскали бетонными городами, ацтекскими пирамидами и секретными лабораториями, но этот сценарный реверс оказался франшизе к лицу. Предположение, что инопланетный боец посещал Землю задолго до XX века, кажется вполне пристойным и убедительным.
С тех пор как закончилась титульная первая трилогия Питера Джексона, голливудские приключения явно оскудели. Но в 2012 году новозеландский мэтр вернулся, отмотав события за шестьдесят лет до основных событий трилогии. Бильбо Бэггинс описывает для племянника Фродо свой давний поход, где тоже были невероятные подвиги: поход к Одинокой горе, поиск клада с золотом и встреча с драконом Смаугом. Продолжения «Хоббита» заметно уронили планку (особенно заключительная серия), но первую часть с ее авантюрным предвкушением приключений и солидной мифологией, кажется, до сих пор любят многие. Ох уж эта неуемная ностальгия по Средиземью.
Трилогия о команде супергероев-мутантов получила не самое впечатляющее завершение: «Последнюю битву» ругали и видели в ней скорее нескладный утренник в костюмах, нежели достойную супергероику. В 2011 году 20th Century Fox решили исправиться – личную драму Росомахи ненадолго оставили и погрузились в эпоху ядерного напряжения между США и СССР. Тогда же и оформился дуэт Чарльза Ксавье и Магнето, а дружба переросла в неприкрытую вражду. Сильной стороной фильма, безусловно, стала динамичная борьба сильных характеров – союз Джеймса МакЭвоя и Майкла Фассбендера по праву считали триумфом кастинга. «Первый класс» расшевелил франшизу и дал неплохое, вполне рациональное обоснование всем последующим баталиям.
Режиссер ужасов Тай Уэст буквально за год создал самобытную хоррор-франшизу. Если слэшер «Х» погружался в антураж 70-х и рассказывал, как молодежь попадает в лапы консервативных стариков-убийц, то «Перл» отдает внимание юным годам той самой старушки, которую сыграла Миа Гот. Мы узнаем о пандемии гриппа 1918 года, неосуществленных мечтах стать танцовщицей и цикле консервативных настроений – он фактически передается по наследству, поэтому третируемая матерью Перл в «Х» становится ее устрашающей копией. Картина не просто служит дополнением к фильму, а работает на расширение мира и эстетики – теперь это кошмар в цветовой гамме «Волшебника страны Оз».
С каждой новой серией «Трансформеров» зритель фаталистически смирялся – хорошего фильма уже не случится. Борьба автоботов и десептиконов окончательно превратилась в трехчасовую порнографию с лязгающими металлами. Но в 2018 году случилось своего рода чудо – достаточно было отдать франшизу в правильные руки и поставить на рабочие рельсы. «Бамблби» откатил историю в 80-е, когда инопланетный робот Бамблби был отправлен Оптимусом Праймом на Землю, чтобы построить там базу и защитить планету от десептиконов. И какими же красками заиграла история – с правильным антуражем, молодой героиней Чарли в исполнении Хейли Стейнфилд и семейным духом научной фантастики в духе «Инопланетянина». Даже очевидные рифмовки не опустили приквел до звенящей пошлости – в нем сбалансированы экшен-сцены, точечно выровнены юмор и лирика, а характерный саундтрек эпохи грохочет из проигрывателя.
Формально, безусловно, это продолжение гангстерского эпоса Фрэнсиса Форда Копполы. Ведь мы следим за судьбой героя Аль Пачино – Майкла Корлеоне – и его плавным спуском в мир криминального бизнеса. Но современные реалии перемежаются сценами из прошлого, формируя тем самым самостоятельную сюжетную линию. Роберт Де Ниро воплотил образ молодого Вито Корлеоне – строителя криминальной империи, начавшей восхождение в 1917 году. Ее плоды нам известны по сюжетной канве первого «Крестного отца». Формула Копполы оказалась волшебной: нужно было всего-навсего найти зыбкую грань между приквелом и сиквелом, усилив драматическую линию отцов и детей. И теперь второй «Крестный отец» носит звание лучшего приквела в истории кино – вполне, кстати говоря, заслуженно.
Как и с «Хорошим, плохим, злым», не все сразу смекнули, что продолжение спилберговского фильма об археологе Индиане Джонсе – это приквел. Если «В поисках утраченного ковчега» разворачивался в 1936 году, то приключения «Храма судьбы» происходят на год раньше. У второго фильма куда больше противоречивых точек: атмосферу сгустили до абсолютного мрака, вокруг – религиозные культы, детское рабство и жертвоприношения, а карикатурные нацисты сменились индийскими культистами. Но обаяние Индианы Джонса никуда не исчезло – эпизод на ветхом мосту и погоня на шахтной вагонетке до сих пор дарят ощущения первоклассного праздничного аттракциона.