
Бессмысленный и беспощадный российский процедурал с социальным подтекстом.
Легенде московского сыска майору Багрышеву (Андрей Смоляков) врач ставит неутешительный диагноз: болезнь Альцгеймера. Стадия заболевания ранняя, но детектив уже начинает замечать провалы в памяти и помутнение сознания. Как назло, к опытному оперу приставляют юного, но чрезмерно амбициозного стажера Юру Соломатина (Кузьма Сапрыкин). Парень наизусть знает Уголовный кодекс, презирает авторитеты и рвется в бой, успевая в первый же день нажить опасного врага среди полицейских.
У Багрышева и Юры поначалу складываются не самые теплые отношения. Впрочем, через какое-то время, видя, что парень смышленый, детектив решает дать юнцу шанс. К тому же Юра быстро узнает о диагнозе напарника и предлагает неожиданное решение: стажер станет своеобразной оперативной памятью Багрышева и не даст тому провалиться в пучину болезни. А взамен опер научит Соломатина всему, что знает сам. Тем более случай представляется удобный: в городе появляется подражатель маньяка, которого майор когда-то застрелил при задержании.
Полицейские сериалы телеканала НТВ принято выделять даже не в отдельный телевизионный жанр, а в целое направление с ярко выраженными отличительными чертами. Скорее всего, там найдется подчеркнуто бытовая драма, растянутая на целый сезон незамысловатая любовная история, дуэт хорошего и плохого полицейских и слегка приукрашенная работа простых оперативников. Добавить в качестве одного из главных героев колоритного характерного актера Андрея Смолякова — условия не обязательное, но желательное.
Сериал Сергея Попова и Дениса Каймакова, конечно, не стал исключением. Только в пару к Смолякову на этот раз было решено поставить молодую звезду — поднаторевшего в оперативно-разыскной работе с безволосыми ворчунами Кузьму Сапрыкина. Удивительное дело, вдруг пазл сложился, и за взаимодействием двух артистов на экране в некотором смысле действительно интересно наблюдать. На каждую колкость Багрышева Соломатин находит обезоруживающий ответ. Конечно, чаще все сводится к переосмыслению расхожего выражения «Ок, бумер», но смотрится это пикирование как-то живее, чем обычно.
И если линии процедурала и зарождающейся любви героя Сапрыкина после двух серий выглядят, мягко говоря, вторично, то история с болезнью Альцгеймера может оказаться интригующей. Сложно понять, действительно ли Соломатин старается помочь старшему товарищу или наивность и юношеский максимализм всего лишь часть маски, которую носит стажер ради личной выгоды. В конце концов за пару серий Юра успевает из назойливого студента превратиться в подающего надежды опера и проникает в жизни буквально каждого из работающих в участке полицейских.
Впрочем, кроме ведущего дуэта у «Оперативной памяти», к сожалению, есть магистральный сюжет, и с ним дела обстоят примерно так же, как и с любой другой полицейской историей, появляющейся на телевидении последний десяток лет. Рэкетиры, таксисты-нелегалы, маньяк из прошлого и флешбэки, преследующие главного героя, — стандартный набор каждого второго сериала об операх работает в привычном для аудитории подобных проектов ритме. Дело серийного убийцы двигается с черепашьей скоростью, пока персонажей нагружают условной полицейской рутиной. С одной стороны, каждое новое дело раскрывает характеры героев, с другой — все больше превращает «Оперативную память» в шаблонную жвачку, вкус которой пропадает в первые минуты.
Сериал может предложить зрителям довольно избитую, но еще дышащую пару учитель и ученик да потенциальную интригу, которая, вероятно, раскроется ближе к середине основного сюжета. Во всем остальном это все тот же проект НТВ, что появляется на экранах раз в полгода, дает работу нескольким десятками специалистов и растворяется в архивах какого-нибудь стримингового сервиса где-то между «Консультантом» и «Под защитой».