Обычно критиковать голливудские ленты начинают после их появления в прокате, но новый фэнтези-боевик «Боги Египта», выходящий 25 февраля, – исключение из правил. Его громят уже два года
Обычно критиковать голливудские ленты начинают после их появления в прокате, но новый фэнтези-боевик «Боги Египта», выходящий 25 февраля, – исключение из правил. Его громят уже два года – не за сюжет, не за персонажей, не за спецэффекты, а за то, что среди его ведущих актеров, список которых возглавляют Николай Костер-Вальдау, Джерард Батлер и Брентон Туэйтс, нет ни одного египтянина или хотя бы араба. Создателей картины столь затравили, что они в прошлом ноябре официально извинились за свою «ошибку». Но действительно ли они совершили преступление против зрителей или у них было право собрать в фильме знаменитостей без ближневосточных корней? Об этом стоит порассуждать.
Травля авторов «Богов Египта» началась в марте 2014 года, когда журналистка австралийского женского сайта Daily Life Руби Хамад посетовала в своей статье о съемках фильма, что арабы в нем снимаются только в массовке. Какое дело было австралийке до голливудской картины? Дело в том, что «Боги Египта» снимались в Австралии, поскольку тамошние власти предоставили продюсерам щедрые налоговые льготы. Соответственно, среди звезд картины оказалось несколько известных австралийцев (в частности, лауреат актерского «Оскара» Джеффри Раш и молодой исполнитель главной роли Брентон Туэйтс), а возглавил съемки режиссер Алекс Прояс, который родился в Египте, провел детство и юность в Австралии, а сейчас живет в Голливуде, где он прославился фантастическими лентами «Темный город» и «Я, робот».
Причитания Хамад подхватили в США, причем там ленту все больше критиковали люди, не имеющие, в отличие от австралийки, происходящей из египетской мусульманской семьи, никакого отношения к Северной Африке. В определенный момент к травле подключились темнокожие знаменитости – в частности, постановщица Ава Дюверней, чья историческая драма «Сельма» в прошлом году была номинирована на «Оскар» в категории «лучший фильм». Кажется, многие из американских критиков ленты обиделись не столько на то, что в картине не хватает арабов, сколько на то, что в фильме об африканском государстве маловато негров. Ведь среди девяти ключевых персонажей темнокожий герой всего один – бог мудрости Тот в исполнении американца Чэдвика Боузмана, одного из исполнителей супергеройских ролей в готовящемся к прокату комиксном блокбастере «Первый мститель: Гражданская война».
Действительно, Египет находится в Африке. Но если взглянуть не на политическую карту, а на карту расселения первобытного человечества по миру, то станет ясно, что Северная Африка заселялась не с юга, непосредственно из «колыбели человечества» в Центральной Африке, а с Ближнего Востока, и первые люди попали туда после длинного кружного пути, в ходе которого они сильно внешне изменились. Связано это было с тем, что для наших предков пустыня Сахара была непроходимым препятствием. Поэтому жители Египта всегда были темнее северных европейцев, но намного светлее своих южных соседей. Это хорошо видно сейчас, и это отмечали еще древние греки, использовавшие разные слова при описании цвета кожи египтян и, скажем, нубийцев.
Так что претензии к цвету кожи звезд «Богов Египта» можно отвести сразу. Если, конечно, не вдаваться в оттеночные тонкости, которые, впрочем, легко исправимы с помощью загара и грима. Кстати, исследования мумии знаменитого фараона Рамзеса II показали, что правитель был не только светлокожим, но и рыжим. Так что шотландец Батлер в роли зловещего бога Сета – ничуть не перегиб. Если бы Прояс искал исполнителя на роль Рамзеса II, то ему потребовался бы еще более «шотландский» актер, с рыжими волосами. То-то был бы скандал!
Теперь что касается отсутствия в фильме египетских или арабских звезд. Если бы Голливуд и Австралия были заполнены яркими исполнителями арабского происхождения, то, наверно, Прояс и Lionsgate не упустили бы возможности порадовать их поклонников. Но чего нет, того нет. Когда критики «Богов Египта» пытаются назвать тех, кто мог бы сыграть в их видении картины, они быстро сбиваются на перечисление иранцев и евреев (тоже выходцы с Ближнего Востока!), чей кастинг в арабских ролях был бы более оскорбительным для многих египтян, чем приглашение датчанина Николая Костер-Вальдау на роль бога Гора. По крайней мере, датчане с арабами никогда не воевали…
Во Франции, как известно, дело обстоит иначе, и если бы «Богов Египта» снимал кто-то из команды Люка Бессона, то, наверно, кастинг был бы более «аутентичным». Но даже, например, в недавних французских «Новых приключениях Аладдина» султана и принцессу играли Мишель Блан и Ванесса Гуид, звезды отнюдь не восточного происхождения. Так что и галльские арабские закрома отнюдь не бездонны. Хотя во Франции немало мест, где проще встретить араба, чем француза.
В Америке положение с арабами куда хуже. Сейчас в США есть всего один известный молодой актер египетского происхождения – Рами Малек, игравший фараона в «Ночи в музее» и главного героя в сериале «Мистер Робот». Это интересный исполнитель, но для комедийных и драматических, а не эпико-героических ролей вроде той, которую исполняет Туэйтс в «Богах Египта» (парень сыграл простого египтянина, который оказывается замешан в божественном противостоянии). Если бы Прояс нанял Малека вместо Туэйтса, фильм бы проиграл, а не выиграл.
Конечно, в теории Прояс мог бы собрать в «Богах» французских и египетских арабов, неизвестных за пределами их стран. Но это создало бы массу языковых проблем. И как студия продала бы такое кино на международном рынке? Ведь «Боги Египта» основаны на древней мифологии из пыльных учебников, а не на свежем бестселлере или популярном комиксе. Да, продюсеры вложили десятки миллионов долларов в декорации и компьютерные эффекты, и фильм в первую очередь продается как размашистый фэнтези-блокбастер о войне божеств. Но даже такому кино нужны знаменитости в ключевых ролях. И как бы критики «Богов» ни иронизировали по поводу того, что Батлер – «всего лишь» звезда «300 спартанцев», а Костер-Вальдау – «всего лишь» ключевой актер «Игры престолов», в мире их знают куда лучше, чем, например, египетского комика Мохамеда Саада, чьи ленты ставят прокатные рекорды в его стране и больше нигде.
Наверно, чтобы бросить кость досужим борцам за расовую уравниловку, Проясу все же стоило нанять одного «правильного» актера. Но что бы это реально изменило? Когда в картине несколько героев из разных стран, уместно распределять роли в соответствии с происхождением персонажей – нанять француза на роль француза, а русского – на роль русского. Но если все герои происходят из определенной страны, то и актеры должны казаться однородными, а не собранными со всего света. Один египтянин в роли египтянина на фоне десятка неегиптян в ролях египтян не придает фильму достоверности, а выпирает, как клен в березовой роще. Мы с вами это хорошо знаем по западным фильмам о нашей стране.
Но это все прагматичные соображения. А что же искусство? С точки зрения искусства Прояс был тем более прав. И вот почему. Осмысление других стран и иных культур – это важная составляющая любой цивилизации. И это нечто такое, что полезно делать самим, без найма «правильных» иностранцев. Возьмем недавний британский сериал «Война и мир», основанный на нашей классической книге. В чем его прелесть? В попытке англичан за кадром и в кадре осмыслить и передать русский роман и русскую душу. Получилось у них это или не получилось – другой вопрос. Важно, что они сделали искреннее культурное усилие, а не наняли гастарбайтеров.
Понятно, «Боги Египта» – проект куда менее артистически амбициозный. Но это все равно попытка американцев и австралийцев осмыслить египетскую мифологию, объяснить ее себе и своим зрителям понятными словами и образами. И это полезное и нужное упражнение, даже если оно заканчивается фиаско. Ведь если объявить, что американцу никогда не понять египтянина или русского и потому не стоит даже пытаться, то чем это кончится? Ничем хорошим.
А что же американские египтяне, переживающие из-за того, что не видят в голливудском кино египетских актеров? Если им невмоготу, они могут ввозить фильмы с исторической родины. Египетское кино – одно из сильнейших в регионе, и его вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребность в египетских физиономиях. Кроме того, если негров завозили в Америку насильно, то египтяне сами уезжали из Африки. И эмигрантам грех жаловаться на то, что на новом месте не все так, как на родине. Ведь они знали, на что шли и на что обрекли своих детей. Америка – не Египет. И она не обязана им быть. Если, конечно, египтян не приедет туда столько, что они станут диктующим свои условия большинством…