Мрачный тяжелый фильм о маленьком человечке, теряющем остатки самоидентификации в борьбе с собственным темным двойником, оборачивается необычайным калейдоскопом ярких образов, визуальных находок и вариативных прочтений
Офисный клерк Саймон Джеймс – самое незаметное существо в своей конторе, даже охранник на проходной отказывается запоминать Саймона, хотя семь лет открывает ему входные двери. Даже чувства к прекрасной Ханне с другого этажа не способны заставить молодого человека хоть как-то заявить о себе. Все меняется после того, как в офисе появляется новый работник – Джеймс Саймон, точная копия Саймона, но куда более развязный, бойкий, предприимчивый и компанейский. Новичок моментально перетягивает на себя все внимание окружающих, а вместе с этим вампирски высасывает жизнь из Саймона. В какой-то момент герой теряет все и встает перед непростым выбором: шагнуть в пропасть небытия или оказать сопротивление миру.
Подпись «Фильм снят по роману Ф.М. Достоевского “Двойник”» кого хочешь напугает. Однако не стоит придавать этому дисклеймеру слишком большого значения, бояться точно стоит не Федора нашего Михалыча, а странного юмора и тяжелого восприятия мира Ричарда Айоади, режиссера и сценариста адаптации. Но даже при всей странности и болезненности «Двойник» наверняка останется одним из самых чарующих ваших киновпечатлений этого года.
Как визуально, так и содержательно картина похожа на лоскутное одеяло, в котором цитат, вольных или невольных, настолько много, что обсуждению того, кто из режиссеров оказал большее влияние на Айоади, можно посвятить уйму времени. В сюжете можно при желании найти точки соприкосновения с «Бойцовским клубом» и «Машинистом», картинка напомнит поклонникам кино о «Темном городе» Алекса Пройяса и «Бразилии» Терри Гиллиама, работа с камерой и декорациями вызовет ассоциации с лентами Мишеля Гондри, братьев Коэн или даже недавним «лубком» Уэса Андерсона. Причем внешняя, обращенная глазам зрителя сторона картины ничуть не менее важна, погружение в мир Саймона неприятно, дискомфортно, гнетуще, но буквально физически ощутимо – большое достижение для режиссера, для которого «Двойник» является всего лишь второй полнометражной работой.
Внутренний конфликт, суть сюжета – это, собственно, совсем не оригинальная история допельгангера, темного двойника человека, наиболее выпукло демонстрирующего страхи, неврозы, проблемы в общении главного героя. Подобный прием в мировом искусстве использован уже не одну сотню раз – начиная с легенд о вервольфах-оборотнях, днем живущих в обличии людей среди нас, а ночью меняющих облик на звериный, и заканчивая кинематографической классикой от «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» до «Черного лебедя» Даррена Аронофски. «Двойник» не станет мучить вас невероятными кульбитами сюжета или тайной, раскрывающейся в самом финале, отношения Саймона и Джеймса прямо соответствуют связи между Тайлером Дарденом и Рассказчиком паланиковского «Бойцовского клуба». Главное отличие между Тайлером и Джеймсом в том, что, «имея много мыла», герой Джесси Айзенберга предпочитает взрывать не «все что угодно», а только своего носителя, лишить его остатков разума, воли к жизни, способности к сопротивлению. И без того не слишком жизнелюбивый Саймон легко поддается давлению нового приятеля и покорно бредет на заклание.
Самое время отметить работу Джесси Айзенберга. Трудно сказать, какая роль, какой образ будет первым всплывать в памяти поклонников этого актера спустя несколько лет при упоминании его имени – обаятельный мошенник из «Иллюзии обмана» или социопат-компьютерщик из «Социальной сети». Несомненно, найдутся и такие люди, в умах которых закрепится нелепый облик Саймона – тощего клерка в неприглядном костюме, висящем на нем как на вешалке, неспособного завести разговор, одернуть обидчика или признаться в чувствах девушке. Действительно заслуживающая высокой оценки работа Айзенберга, дополнительно усложненная тем, что играть ему приходится противоположные, но одинаково убедительные личности, порой даже в одном кадре. Куда более тускло выглядит Миа Васиковски, погрязшая в образах истеричных юных не слишком сообразительных барышень и от того везде выглядящая одинаково. Набор второстепенных актеров у Айоади блистателен, а прописанные для каждого характерные диалоги придают даже минутным эпизодникам вес и объем.
Единственная большая претензия к Айоади может возникнуть только из-за не совсем проработанного финала. Режиссер словно сам запутался в созданных им сновидениях, иллюзиях и гротескной реальности, распылив начальный запал на банальности и не слишком уместную романтику, но будем снисходительны – британское кино в лице режиссера сериала «Сообщество» и актера «Компьютерщиков» получило нового смелого самобытного творца, набравшегося храбрости бросить вызов самому Достоевскому и за чьим творчеством будет интересно последить в будущем.
С 1 мая в кино.