В прокат вышел фильм «Капкан» — хоррор Александра Ажа, в котором Кайя Скоделарио пытается спастись от агрессивно настроенного крокодила. Мы решили вспомнить ещё несколько фильмов, в которых люди сталкивались с недружелюбной природой: от клыкастых вепрей до милых, но кровожадных овечек.
Вышедший в прокат «Капкан», конечно же, далеко не единственный хоррор про смертоносного крокодила (или, как вариант, аллигатора) — до него как минимум был полукомедийный «Лэйк Плэсид» и многочисленные «бэшки» вроде «Аллигатора» 1980-го или «Крокодила-убийцы» 1989-го. Своеобразный реннесанс хорроров о зубастых рептилиях произошёл в 2007-м, когда вышло сразу два удивительно похожих фильма — «Хищные воды» и «Крокодил» Грега МакЛина (человека, ответственного за «Волчью яму» и недавние «Джунгли» с Рэдклиффом). Оба из Австралии, оба безо всякой иронии работают с естественным страхом перед хищной природой, от которой не спасут никакие технологии и никакой прогресс. Оба в конце концов компетентные хорроры, умело орудующие саспенсом и не стесняющиеся шокирующих сцен убийств.
Экранизация романа Стивена Кинга, которую сам писатель называет одной из лучших киноадаптаций своих работ. История о дружелюбной собаке-сенбернаре Куджо, которую кусает бешеная летучая мышь, отчего милый пёс превращается в смертоносного убийцу, сеющего хаос в типичном кинговском провинциальном городке. Не достаётся ему только мать с маленьким сыном, которые упорно прячутся от четвероногого маньяка в машине. И неясно, что их убьёт быстрее — Куджо, нещадно греющее их жестяную крепость солнце или обволакивающая паранойя, не покидающая экран ни на миг.
Режиссёрский дебют австралийца Рассела Малкэя — человека, который позже поставит культового «Горца», — возможно, самый яркий пример анималистического хоррора 80-х, бурно вспыхнувшего после успеха спилберговских «Челюстей». «Кабан-секач» при совсем не впечатляющем бюджете — кино невероятно стильное и выразительное, не упускающее ни единого шанса покрасоваться эффектными ракурсами и тонкой жанровой игрой со светотенью. А сам титульный кабан-секач — противник, прямо скажем, не самый очевидный (уж точно не крокодил и не акула), но не менее пугающий: его окровавленные клыки и зловещий топот надолго заставят вас шарахаться даже от милых мини-пигов.
К слову, о «Челюстях» — сам фильм Спилберга, конечно, сюда добавлять было бы моветоном (как, например, и хичкоковских «Птиц» — и так понятно, что это две вершины, глыбы, и никому до них не добраться) — а вот игриво-пародийные «Пираньи» Джо Данте заслуживают лишнего упоминания. Вершина трэш-хоррора, фильм в равной степени истерически смешной и пугающе брутальный, «Пираньи» впервые показали удивительное умение Данте балансировать между юмором и ужасом, которое позже пригодилось ему в культовых «Гремлинах». А также познакомили его с самим Спилбергом — тот собирался подавать на Джо в суд за плагиат, но, посмотрев фильм, передумал и взял Данте в число своих протеже.
Ещё один (уже третий в списке) австралийский фильм: хотя с их-то природой неудивительно, что в людях так силён страх перед животным миром. Незаслуженно обделённый вниманием на момент релиза, «Долгий уикенд» со временем оброс своеобразным культом. Выглядящий на бумаге как типичная история о людях, попавших не в то время и не в то место (здесь это высокомерная молодая парочка, которой природа начинает открыто мстить за плохое обращение), фильм обходит большинство штампов «животного» хоррора и вместо бессмысленных объяснений и скучных скримеров фокусируется на персонажах и зловещей мистике своего кинопространства. Здесь нет места экшену и эксплуатационной жести — «Долгий уикенд» определённо самый спокойный фильм в этом списке. Но и, вполне вероятно, самый страшный.
Соседи австралийцев из Новой Зеландии, впрочем, тоже пробовали себя в жанре анималистического ужаса. Где-то между Питером Джексоном и Тайкой Вайтити там затесался некто Джонатан Кинг, в 2006 году снявший абсурдную хоррор-комедию «Паршивая овца» о том, как генно-модифицированные парнокопытные устраивают кровавый террор на мирном острове. Это совершенно бесстыдное кино, предающее драматургию, чувство вкуса и меры во славу святого угара в лучших традициях джексоновской «Живой мертвечины» и «Инопланетного рагу» (пускай и, конечно, несравнимо менее талантливо).
Медведь — один из самых опасных зверей в дикой природе, но до экранов он добирается не так часто (самое, наверное, заметное появление — та ужасающая сцена из «Выжившего»). Чуть ли не единственный пример хорошего медвежьего хоррора — канадский «Роковой маршрут», основанная на реальном событии история супружеской пары, столкнувшейся в лесу со смертельной угрозой. Размеренный и не очень-то спешащий перейти к непосредственной «жести» фильм умело строит саспенс и превосходно работает с окружением — бескрайними лесами, где человек уязвим и беспомощен. «Роковой маршрут», как и «Долгий уикенд», концентрируется на персонажах куда больше типичного слэшера, и оттого его страх из развлекательно-игрового быстро переходит в категорию витального.