Присмотревшись к Чужому и Хищнику, к их привычкам и чувствам, зубам и гаджетам, мы обнаружили в них очень и очень знакомые по повседневной жизни черты.
Обитаемая Вселенная полностью изменилась в 1979 году. Грузовой корабль "Ностромо" шел к Земле, когда бортовой компьютер засек какой-то сигнал с одной из лун ближайшей планеты. После столкновения с внеземным разумом из семи членов экипажа в живых остались лишь Сигурни Уивер, более известная как Эллен Рипли. Рипли так никогда и не вернулась на Землю, но земляне, благодаря ей и режиссеру Ридли Скотту, узнали о существовании Чужих – инопланетной расы, пожирающей людей. Впервые со времен "Войны миров" и радиопровокации Орсона Уэллса земляне осознали, что у Вселенной омерзительный оскал и прожигающая насквозь кровь, и что в космосе никто не слышит криков. В 1987 году выяснилось, что крики не слышны и на Земле: на нашу планету спустился другой представитель внеземной цивилизации – Хищник. Коммандо Голландец, более известный как Арнольд Шварценеггер, и режиссер Джон МакТирнан смогли побороть пришельца. Но путь на нашу планету оказался открыт для нечисти, Хищники составили карты звездного неба, Чужим понравилась податливая человеческая плоть. Живность поперла на Землю.
Нам уже не очень интересно, какое значение имеет сага о Чужих и Хищниках для земной культуры, гендерной политики, философии и ксенологии. Мы уже не в силах думать об экзистенциальном. Нам надоело обсуждать, какой фильм из этой эпопеи лучше, какой хуже, и что еще нам предстоит, и в чем наш общий долг, и что должны мы принести им в жертву. Это все частные вопросы. Общий и главный вопрос – кто мы теперь, в этом мире, где Чужих и Хищников становится все больше, и где они бессмысленно, беспощадно, вечно воюют друг с другом? Кто мы – участники битвы? Случайные прохожие? Что нам делать – звонить в полицию? Вызывать войска ООН? С криками убегать?
Для начала надо разобраться, кем эти дерущиеся являются для землян, раз уж и Чужие, и Хищники облюбовали для своих игрищ именно нашу планету. Их анатомия в общих чертах известна, привычки более или менее изучены, процесс рождения младенца-Чужого мы испытали, практически, на себе.
По установившейся традиции считается, что Хищники выращивают Чужих, чтобы тренировать свои охотничьи навыки. Но это лишь часть правды.
Достаточно присмотреться к тем и другим, чтобы понять, кем они являются друг для друга. Тупая биологическая машина для воспроизводства себе подобных и чуть менее тупая биологическая машина, постоянно тусующаяся по миру с целью набить кому-нибудь морду и захватить какой-нибудь трофей. То есть, самка и самец.
Весь выводок Чужих подчинен Королеве, идеальной самке (с которой имеет право сразиться лишь другая идеальная самка, Эллен Рипли). Каждый Чужой выглядит так, что Фрейд с Юнгом обнялись бы и заплакали от счастья. Зубы, с которых капает слизь, и малые зубы, тоже запачканные слизью, неустанная работа Королевы по кладке яиц, истеричность и непредсказуемость; наконец, пугающая красота, – перед нами, безусловно, идеальная женская особь, бессознательный женский образ, совместивший в себе все самое отвратительное и притягательное. К тому же, Чужой – сверхмать, готовая защищать потомство до последней капли кислоты. Сверхженщина.
Хищник – сверхмужчина. Некрасив, но мощен. Охотник, воин, почти неуязвимый для земного оружия, он может становиться невидимым, у него отрывочные, но строгие представления о чести, он не убивает беременных и немощных, любит гаджеты. То есть – бессознательный мужской образ, идеальная пара для Чужого. Название "Чужой против Хищника" означает всего лишь "Самка против Самца": женское и мужское начало, схлестнувшиеся в жестокой борьбе. Бьет – значит, любит.
Сага о Чужих и Хищниках – история ровно на ту же тему, что «Мистер и миссис Смит» /Mr. and Mrs. Smith/ (2005). Мужчина делает вид, что это просто охота. Женщина – что это просто борьба за выживание. На самом деле это просто любовь.
Мы же делаем вид, что мы просто зрители. А сами, восхищаясь и волнуясь, смотрим, как Сверхмать и Сверхотец, издавая странные звуки, сходятся и расходятся.
Мальчик, кого ты больше любишь, маму или папу?