Космический манифест в защиту прав пушистых.
Триквел «Стражей галактики» — один из многих голливудских блокбастеров, попавших в производственный ад, связанный не только с пандемией коронавируса, но и со скандальным увольнением Джеймса Ганна с поста режиссера фильма, поиском замены и неожиданнным возвращением постановщика восвояси. Впрочем, пока Disney упорно пытался вписаться в скрепы новой социальной повестки, Ганна успели перехватить продюсеры Warner Bros. Работа над новой версией «Отряда самоубийц» и сериалом «Миротворец» на целых три года отрезала постановщика от кинематографической вселенной Marvel. К нашей всеобщей радости, Ганн все-таки нашел время вернуться к своей большой супергеройской семье ради одного финального аккорда. После внезапного назначения режиссера на пост главы компании DC Studios ждать иных коллабораций с Disney не приходится. В этой связи новые «Стражи галактики» воспринимаются не иначе как фильм-прощание, сшитый нитями ностальгии по временам, когда все вокруг было немного проще.
После финальных разборок с Таносом стражи успели прийти в себя, окрепнуть и даже разместить собственный штаб в далекой-далекой галактике. Стабильное настоящее, впрочем, не мешает Питеру Квиллу (Крис Пратт) все чаще возвращаться в прошлое, заливать разбитое гибелью Гаморы (Зои Салдана) сердце дешевым алкоголем и всячески страдать. Размеренные будни героев, число которых увеличилось за счет помощника Йонду Краглина (Шон Ганн) и советской собаки Космо (Мария Бакалова), нарушает Адам Уорлок (Уилл Поултер), наемник некоего Верховного эволюционера (Чукуди Ивуджи). Много лет назад Эволюционер создал генетически модифицированного енота Ракету (Брэдли Купер) и сейчас намерен во что бы то ни стало вернуть свое творение обратно.
В отличие от «Тора», «Капитана Америки» или того же «Железного человека», марвеловские «Стражи галактики», стартовавшие в далеком 2014 году, — франшиза во всех смыслах концептуальная, имеющая уникальное режиссерское видение, которое каким-то волшебным образом умудрилось не померкнуть в недрах бездушной машины под названием Disney. Третья часть «Стражей галактики», подобно новому альбому Ланы Дель Рэй, приятна и любима именно в своей предсказуемости, узнаваемой атмосфере, созданной из элементов космического вестерна, хулиганской комедии и старого семейного кино в духе раннего Криса Коламбуса. Ганн не изменяет своим излюбленным фишкам, но и не играет одну и ту же песню по два раза, то и дело вводя в сюжет новые составляющие. Как и все финальные главы, триквел «Стражей» полон надрывного трагизма, и вновь режиссер обращается к самому человеческому в аудитории, ставя на кон не судьбу целого мира, как это было, например, в «Мстителях: Война бесконечности» или новом «Человеке-пауке», а жизнь маленького сердитого енота Ракеты. Тайна происхождения самого пушистого члена команды раскрывается через десятки откровенно манипулятивных флешбэков о жизни в неволе и мечтах о свободе, на фоне которых даже третья «История игрушек» кажется сухим учебником по географии.
За слоями хрестоматийной истории о силе дружбы и любви можно разглядеть как референс на литературного доктора Франкенштейна, так и сатиру на современную евгенику или даже режиссерский манифест аболиционизма. Без лишнего морализаторства Ганн, который буквально три года назад пережил смерть любимой собаки, напоминает о том, что животные — может, и не разумные, но совершенно точно чувствующие существа, которые имеют фундаментальное право не быть человеческой собственностью, какими бы возвышенными мотивами ни руководствовались их так называемые хозяева.
Если и не хватало чего-то первым двум частям «Стражей галактики», то, возможно, именно этого — мощной гуманистической идеи, способной если не выстроить в голове зрителя новую систему ценностей, то хотя бы вдохновить его на поступки поистине космической доброты, основанные на уважении и безусловной любви ко всем живым существам, будь то енот, морж или собака. В конце концов то, что под силу Питеру Квиллу, доступно абсолютно любому человеку на планете.