Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

Все фильмы Хаяо Миядзаки — от хорошего к лучшему

В честь повторного проката «Унесённых призраками» проходимся по всей фильмографии легендарного японского автора. Задача, скажем прямо, неблагодарная: выбрать среди его шедевров главный оказалось сложно. И некоторые решения вас, вероятно, удивят.

Добавить в закладки
Все фильмы Хаяо Миядзаки — от хорошего к лучшему

11-е место

Кадр из анимационного фильма «Небесный замок Лапута»

Кадр из анимационного фильма «Небесный замок Лапута»

Пожалуй, самая малоизвестная (за исключением дебюта) полнометражная работа Миядзаки — и по совместительству его первая для новообразованной студии Ghibli. «Небесный замок» — ни в коем случае не плохое кино: плохого у японского мастера не существует в принципе. Просто эта история о девочке, которая с помощью волшебного кристалла пытается найти мифическую летающую страну, кажется менее собранной, чем другие шедевры Хаяо. К тому же и свою любовь к авиации, и экологические мотивы в сюжете он позже реализует куда ярче в других картинах.

10-е место

Кадр из анимационного фильма «Люпен III: Замок Калиостро»

Кадр из анимационного фильма «Люпен III: Замок Калиостро»

Историю Миядзаки принято начинать с «Навсикаи» и последующего создания студии Ghibli. Многие забывают, что до этого у него уже была одна самостоятельная полнометражная работа — авантюрный анимационный экшен о хитром воре Люпене Третьем (про него же в то время выходил сериал, над которым работал и сам Миядзаки, и, например, его близкий друг Исао Такахата). «Замок Калиостро» не слишком похож на другие работы мастера: это лёгкое и более-менее стандартное приключенческое кино, где будут и погони, и драки, и даже буквальное спасение принцессы. Правда, талант Хаяо как аниматора и рассказчика способен даже из самой банальной истории сделать выдающееся произведение, и «Люпен III» это доказывает лучше всего.

9-е место

Кадр из анимационного фильма «Ходячий замок»

Кадр из анимационного фильма «Ходячий замок»

Миядзаки всегда был увлечён европейской культурой, в частности, он очень любит экранизировать произведения западных авторов. «Ходячий замок» основан на романе Дианы Уинн Джонс о девочке, которую колдовством превращают в старуху, после чего та попадает в огромный передвижной замок высокомерного мага Хоула. Литературная основа, надо сказать, тут бросается в глаза: у Миядзаки прекрасно выходит перенести на экран колоритный стимпанковский мир Джонс со всеми этими сложными паровыми механизмами (которые Хаяо вообще очень любит), столкновением магии с технологиями эпохи промышленной революции. А вот история автору как будто бы не очень-то подчиняется. В «Ходячем замке» много разрозненных деталей и сюжетных линий, которые не слишком изящно сплетаются вместе. Хотя за визуальное решение ему, конечно, хочется простить вообще всё.

8-е место

Кадр из анимационного фильма «Ведьмина служба доставки»

Кадр из анимационного фильма «Ведьмина служба доставки»

Миядзаки умеет быть мрачным и серьёзным. Но он также — и это, думается, ни для кого не секрет — способен снимать добрейшее кино на планете Земля. «Ведьмина служба доставки» — как раз одна из его условно «детских» работ, милая комедия о ведьме Кики, которая должна какое-то время пожить в обществе с людьми и кем- нибудь поработать (она же открывает собственную курьерскую службу — благо, на метле передвигаться по городу очень удобно). Это, по сути, зафиксированный в анимации обряд инициации подростка, впервые столкнувшегося со взрослой жизнью. Любопытно, что, в деталях показывая процесс взросления героини, Миядзаки в то же время позволяет себе немного побыть ребёнком — и в этом умении в нужный момент отказаться от серьёзной взрослой мины его, возможно, главный артистический секрет.

7-е место

Кадр из анимационного фильма «Навсикая из долины ветров»

Кадр из анимационного фильма «Навсикая из долины ветров»

Навсикая — молодая девушка, которая живёт в постапокалиптическом будущем: после экологической катастрофы весь мир стал покрыт огромным Лесом, испускающим смертоносные для людей споры. Её народ Долины Ветров оказывается втянут в политические распри между соседними племенами, которые даже в такие непростые времена пытаются вернуть власть человека над природой.

«Навсикая» — это настоящее сосредоточение классических миядзаковских тем внутри одного сюжета: тут и экологической вопрос в центре, и негативный образ «прогрессивной» техногенной цивилизации, и героиня-девочка как способ посмотреть на этот мир максимально чистым незамутнённым взглядом. Позже разные элементы из фильма Миядзаки будет использовать в других своих работах — «Принцесса Мононоке» и вовсе порой повторяет его слово в слово. Без «Навсикаи» не было бы того Хаяо, что мы знаем. И, вероятно, не было бы студии Ghibli — ведь именно после успеха этой картины Миядзаки вместе с Такахатой и продюсером Тосио Судзуки решились открыть собственную компанию.

6-е место

Кадр из анимационного фильма «Порко Россо»

Кадр из анимационного фильма «Порко Россо»

Самая недооценённая работа Миядзаки — драма об итальянском пилоте времён Первой мировой войны, который из-за психологической травмы (он единственный выжил из всего отряда) превратился в отшельника-свинью. Теперь он изредка вылетает со своего острова, чтобы поймать очередного воздушного пирата — и всё это в преддверии Второй мировой в уже фашистской Италии. Миядзаки в «Порко Россо» вновь с головой погружается в европейскую культуру, осмысляет очень конкретную травму нации, покалеченной войной и режимом. И при этом смешивает реальное и фэнтезийное, психологию и магию, небо и землю, людей и свиней. «Порко Россо» со слезами на глазах провожает старую Европу — да так, как ни один европеец в жизни проводить её не смог бы.

5-е место

Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утесе»

Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утесе»

Возможно, непопулярное мнение — всё же чаще «Рыбку Поньо», историю о мальчике, подружившемся с умеющей превращаться в девочку рыбой (дочерью морского бога, между прочим), принято записывать в нижний ряд работ Миядзаки. Она действительно очень детская, наивная и порой даже глуповатая. Но только это всё абсолютно намеренно. «Поньо» и визуально выделяется своей минималистичностью — Миядзаки специально хотел сделать кино, не похожее на прошлые картины Ghibli. Кино обезоруживающе простое и как-то по особенному светлое, отвергающее любые претензии искренней, совершенно невозможной теплотой. Что особенно интересно, Миядзаки сделал «Рыбку Поньо» в особенно депрессивный период своей жизни — во время очередного глубокого творческого кризиса, к которым японский мастер вообще склонен.

4-е место

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке»

Кадр из анимационного фильма «Принцесса Мононоке»

Духовный наследник «Навсикаи» — фэнтезийный эпик о парне, который отправляется к лесной принцессе Мононоке, чтобы спасти свою деревню от неизвестного зла, растекающегося по лесу как болезнь. Вновь экологическая проблема в центре истории (то самое зло — следствие воздействия человека на природу), вновь политические игры жестоких людей, неспособных принять мир таким, какой он есть. Из нового для Миядзаки — совершенно неожиданная брутальность: в отдельные моменты в «Мононоке» летят головы и с корнем отрубают руки, и всё это, конечно, не шока ради, а чтобы показать насильственную природу любой неестественной силы. Disney, которая занималась прокатом картины в США, испугалась такой жестокости и пыталась сократить фильм — тогда Хаяо отправил им в офис катану с письмом, где было всего два слова: «Не резать».

3-е место

Кадр из анимационного фильма «Унесенные призраками»

Кадр из анимационного фильма «Унесенные призраками»

Самый известный фильм Миядзаки, вообще не нуждающийся в представлении. «Унесённые призраками» — идеальное аниме для всех, кто не любит аниме (или пока не знает, что любит). Простенький сюжет о девочке, которая попадает в потусторонний мир и теперь должна оттуда выбраться (а заодно спасти превратившихся в свиней родителей), окружён таким количеством ярких деталей и событий, что в них можно утонуть — Миядзаки рисует потрясающей красоты мир духов и населяет его бестиарием из самых невероятных существ: кажется, что «Унесёнными призраками» можно любоваться вечно, и это никогда не надоест. Но что самое прекрасное, при всей плотности событий, лиц и цветов Хаяо здесь показывает то, что умеет в нужные моменты быть тихим. Сцена, в которой Тихиро после очередного маленького приключения просто молча едет на поезде с духами, — не только одна из лучших в фильмографии автора, но и вообще из тех, что когда-либо были нарисованы или сняты человеком.

2-е место

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Если с «Навсикаи» начался тот Миядзаки, которого мы все знаем, а «Небесный замок Лапута» стал первым его мультфильмом для Ghibli, то именно «Тоторо» заявил о Хаяо на весь мир. И, если подумать, неудивительно. «Мой сосед Тоторо» — самый лаконичный и хлёсткий фильм Миядзаки: камерная история двух сестёр, подружившихся с лесными духами, изящно сплетается с их семейной драмой, страхом потерять больную мать (страхом, очень понятным самому Хаяо: его мама, сколько он себя помнит, была прикована к постели из-за туберкулёза). Светлая волшебная сказка становится лучшим способом пережить трагедию — и это отличная метафора к тому, как работают, в общем-то, почти все работы японского мастера, раз за разом выворачивающего себя наизнанку и превращающего свои травмы в милые истории для всей семьи.

1-е место

Кадр из анимационного фильма «Ветер крепчает»

Кадр из анимационного фильма «Ветер крепчает»

Последняя на данный момент работа Миядзаки — и по совместительству самая необычная в контексте его фильмографии. Если раньше Хаяо эскапистски осмыслял личные травмы и проблемы в фантастических сюжетах, то в «Ветер крепчает» он впервые столкнулся с неприкрытой, нефэнтезийной реальностью. Вдохновляясь историей реального авиаконструктора Дзиро Хорикоси (а также своего отца, тоже авиаконструктора) и в очередной раз вспомнив собственное увлечение самолётами, он рассказывает о талантливом инженере, который встаёт перед сложнейшей моральной дилеммой: природная тяга к небу заставляет его создавать новые, лучшие в мире самолёты — хотя он понимает, что использовать их будут ради войны (действие происходит в разгар Второй мировой). В «Ветер крепчает» Миядзаки доказывает, что ему не нужны фантастические концепты и магическая условность, чтобы наголо вскрывать человеку душу, заставлять зрителей обливаться слезами от этой разрывающей аорту трагедии любви, мечты и чести. Простите, Pixar, но вам такое даже не снилось.


Текст: Ефим Гугнин
3 комментария
А
все это вкусовщина, конечно, но в глаза бросается незаслуженно низкое место у "Ходячего замка", я как есть против, это прекрасное антивоенное высказывание, которое уместило в себе к тому же атмосферу сказки и волшебства. спасибо авторам подборки за название: "от хорошего к лучшему", очень в точку
"Навсикая" оставила незабываемый след после просмотра. Так много вопросов о смысл жизни и роли человечества в одном произведении, что хватило бы на целую кинокарьеру другого режиссера.
13 декабря 2023
Не согласна с 8-местом "Ходячего замка", по-моему в этом мультфильме самая замечательная атмосфера тревожной романтичной сказки из всех работ студии Гибли. Я бы уж точно продвинула его повыше откровенно простенькой Ведьминой службы доставки
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?