
В честь выхода «Тёмного Феникса» мы решили составить ультимативный топ всех фильмов о «Людях Икс». Франшизы, история которой тянулась ещё с самого начала века — времён, когда супергеройское кино находилось на пике своего упадка, — а закончилась сейчас, в век абсолютной кинематографической гегемонии людей в спандексных трико. 12 фильмов, хороших и не очень, командных и сольных, мы распределили от худшего к лучшему: на удивление, споров почти не возникло
В честь выхода «Тёмного Феникса» мы решили составить ультимативный топ всех фильмов о «Людях Икс». Франшизы, история которой тянулась ещё с самого начала века — времён, когда супергеройское кино находилось на пике своего упадка, — а закончилась сейчас, в век абсолютной кинематографической гегемонии людей в спандексных трико. 12 фильмов, хороших и не очень, командных и сольных, мы распределили от худшего к лучшему: на удивление, споров почти не возникло.
Первые два фильма «Людей Икс» снял Брайан Сингер — режиссер проблематичный, но безусловно талантливый и понимающий масштабы вселенной. Режиссерское кресло третьей части отошло Бретту Рэтнеру, который загубил все, что в течение двух фильмов аккуратно выстраивал Сингер, — «Люди Икс 3» превратились из политической драмы с мутантами в блокбастер с костюмированным балаганом. Как известно, в каждой трилогии должен быть один менее удачный фильм, но третья часть «Людей Икс» — обидный провал даже вне контекста первых фильмов.
«Тёмный Феникс» напоминает довольно скомканное, неуклюжее и чересчур драматичное прощание, после которого хочется с облегчением выдохнуть, а не заплакать. После сделки Disney/Fox мы вряд ли вновь увидим на экране броманс МакЭвоя и Фассбендера, волосатого Николаса Холта и ловко спасающего положение Эвана Питерса. И если говорить о последнем, то знаменитый момент пробежки Ртути был принесён в жертву избыточной меланхолии и куда более мрачной, чем в предыдущих фильмах, атмосфере. Таким образом, фильм лишился двух самых стоящих минут, которые могли бы хоть как-то взбодрить зрителя после длинных и не самых увлекательных диалогов.
Обновлённая в 2011 году франшиза «Людей Икс» в каком-то смысле повторила свой же жизненный цикл: начав за здравие «Первым классом», она окончательно выдохлась к третьему фильму. Виной тому наверняка послужил уход Мэттью Вона — если в «Днях минувшего будущего» от него хотя бы остался сценарий, то «Апокалипсис» уже писал Саймон Кинберг, автор двух предыдущих фильмов из этого топа. Не считая фирменной пробежки Ртути (да и она выглядит вторичной на фоне такой же сцены из «Дней минувшего будущего») и любопытной, но уж очень пунктирно обозначенной драмы Магнето, которому опять не дали побыть хорошим и убили его любимых, «Апокалипсис» мало чем запомнился: дефолтный злодейский злодей с тиранскими замашками (Оскар Айзек в смешном синем гриме), невыразительный экшен с откровенно дешёвеньким CGI, пластмассовая история об очередном скучном разладе между мутантами.
Первая попытка франшизы отойти от командных фильмов и начать отдельную линейку сольных картин вышла, прямо говоря, не ахти. Лучшая часть «Начало: Росомаха» — фильма о самом популярном и свирепом участнике «Людей Икс» — так и осталась в прологе, где в динамичном монтаже нам показывают окопы всех возможных войн, через которые прошёл бессмертный герой Хью Джекмана. После такого воодушевляющего старта фильм вдруг резко сдаёт обороты и оборачивается не очень внятной, глуповатой, но местами харизматичной ориджин-историей Росомахи с отдельными удачными экшен-сценами, классным Гамбитом в исполнении Тейлора Китча и первым появлением Райана Рейнольдса в образе Дэдпула. Правда, с зашитым ртом (надо сказать, одно из самых странных решений за всю историю супергеройских фильмов).
После крайне неудачного первого сольного фильма о герое Хью Джекмана нужно было что-то менять — на пост режиссера пригласили Джеймса Мэнголда, который когда-то работал с Джекманом над мюзиклом «Кейт и Лео». Росомаха всегда был обособленным героем во вселенной — «Бессмертный» как раз показывает драматический потенциал героя, страдающего из-за убийства Джин Грей. Японские приключения показали зрителю, что Росомаха, несмотря на свое вечное одиночество и вынужденный пофигизм, всегда будет человечным и справедливым героем. Может быть, это не самый удачный мостик от глупого блокбастера про неубиваемого героя к драме про отчуждение стареющего мутанта, но важный.
Кассовый успех первого «Дэдпула» стал приятным сюрпризом для всех — от преданных фанатов болтливого наемника до студийных боссов, которые, кажется, не могли себе представить, что фильм с рейтингом R соберет почти 800 миллионов долларов. Во второй части создатели взяли все, что работало в первом фильме, и в несколько раз увеличили пропорции, добавив больше агрессии, комментариев Дэдпула и Джоша Бролина! Конечно, сиквел во многом проигрывает первому фильму, но даже так остается одной из вершин франшизы.
Много лет Райан Рейнольдс ходил вокруг да около студийных боссов с идеей сделать полноценный фильм о Дэдпуле — болтливом наёмнике, крушителе четвёртых стен и просто очень весёлом антигерое. И в конце концов таки настоял на своём, а в процессе даже смог сохранить так необходимый рейтинг R, без которого, конечно, история Уэйда Уилсона потеряла бы значительную часть своего обаяния. Вышедший в 2016 году «Дэдпул» доказал, что супергеройское кино может, а иногда и должно быть жестоким и безбашенным — снятый за копейки по меркам блокбастеров фильм ($58 млн., в три раза меньше бюджета «Тёмного Феникса») собрал внушительные 800 миллионов. Спасибо удачной промокампании и самому Рейнольдсу, очень в духе постмодерна уничтожившему грань между героем и актёром.
Самый первый фильм о Людях Икс также стал первой супергероикой XXI века и во многом определил развитие жанра, с новой силой выстрелившего в нашем тысячелетии. Сейчас, конечно, первые «Люди Икс» Брайана Сингера устарели морально и куда больше технически, но для начала века это был настоящий прорыв — крупнобюджетный командный блокбастер, не стесняющийся поднимать социальные темы (а Люди Икс всегда были тесно связаны с социальностью) и ставящий внутреннюю мифологию выше красивеньких взрывов.
Успех «Первого класса» открыл франшизе второе дыхание и позволил исправить ошибки, которые создатели допустили при выходе «Людей Икс 3». Мэттью Вона на посту режиссера сменил Брайан Сингер, отлично знакомый с первыми фильмами франшизы. Не самый худший выбор, учитывая то, что «Дни минувшего будущего» должны были объединить две временные линии, а вместе с ней десятки персонажей. Результат мы знаем — один из лучших фильмов франшизы, который к тому же подарил нам изобретательную сцену с Ртутью, раскидывающим охранников под песню Джима Кроче Time in a Bottle.
«Людей Икс 2» можно сравнить со вторым фильмом о «Человеке-Пауке» от Сэма Рэйми — успех картины помог не только оставить франшизу на плаву, но и изменить отношение зрителей к кинокомиксам. Второй фильм Брайана Сингера про мутантов показал настоящий масштаб вселенной, в которой существует не только Школа Ксавьера для одаренных подростков, а целый мир, разделенный на мутантов и людей, которые их ненавидят. Политические интриги, качественный экшен и новые герои — что еще нужно для отличного сиквела?
Не каждый герой кинокомиксов может похвастаться идеальным завершением своей истории — вот Росомаха может! «Логан» Джеймса Мэнголда показал нам любимого героя сломленным, постаревшим и подавленным, сводящим концы с концами, чтобы накопить достаточно денег на последний вояж на яхте с профессором Ксавье. Литры слез, любовь фанатов, огромные сборы и важная для кинокомиксов номинация на премию «Оскар» за адаптированный сценарий — заслуженное место в пантеоне лучших фильмов вселенной «Людей Икс».
После того как франшиза застопорилась на «Последней битве» и не смогла возродится в виде сольников с «Начало. Росомаха», бразды правления серией передали Мэттью Вону, британскому безумцу, автору «Пипца» и позже «Кингсмана». Он не стал церемониться и начал «Людей Икс» с чистого листа: взял молодых актёров на роли знакомых героев (за пару Фассбендер-МакЭвой спасибо стоит сказать именно ему) и отправил всю команду в самое начало их пути, впервые дав франшизе исторический контекст. «Первый класс» подошёл к истории с куда большей смелостью и иронией, чем прошлые части, вдохнул новую жизнь в затёртые характеры и заново обострил конфликты. То, что «Люди Икс» как кинофранчайз вообще дожили до наших дней — заслуга именно Мэттью Вона, снявшего, по нашему мнению, лучшую их часть.