Крепкий слэшер, который пытается показаться умнее, чем он есть на самом деле, но хотя бы не умничает
На большое торжество в загородном особняке собирается вся семья Дэвисонов – родители, трое сыновей с девушками и дочь со своим парнем-режиссером. Но во время праздничного ужина одного из гостей убивают стрелой из арбалета прямо сквозь окно. Попытка добраться до машины приводит к еще одному трупу, и теперь очевидно – кто-то твердо вознамерился истребить всю семью.
Со стороны может показаться, что жанр слэшера основательно законсервировался в своих клише и шаблонах еще много лет назад, но на деле он потихоньку мутирует и видоизменяется – всплывают какие-то новые идеи, вновь входят в моду классические ходы, периодически все переворачивается с ног на голову постмодернистскими переосмыслениями (ставим зарубки на «Крике» и «Хижине в лесу»).
Конкретно «Тебе конец» подводит такой промежуточный мини-итог под жанровыми лекалами последних пяти лет: берет фабулу «Незнакомцев» (ничего не понимающих обывателей без видимой на то причины терроризируют убийцы в масках) и скрещивает ее с главной фишкой «Коллекционера» Маркуса Данстэна – на удивление предприимчивым главным героем, который постепенно превращается из жертвы в охотника. Сейчас, в 2013 году, после «Коллекционера 2» и «Никто не выжил» Рюхея Китамуры, это кажется не таким уж оригинальным, но здесь надо учесть, что «Тебе конец» вообще-то был завершен еще в 2011-м. В этом свете даже решение использовать в качестве саундтрека загадочный синтипоп оказывается отнюдь не конъюнктурным – на тот момент не было ни «Маньяка», ни даже «Драйва».
Другое дело, что быть первым – еще не значит быть лучшим, и «Тебе конец», как это ни обидно, при всей своей жанровой выверенности и искренности (если убийство, то крупным планом, с кровью во все стороны), тесные рамки жанра раздвинуть не в состоянии. Персонажи не вызывают симпатий, логика в их поступках то железобетонная, то пропадает напрочь (только что герои разбегались от окон, через которые их обстреливали из арбалета, спустя две минуты, уже ничего не опасаясь, вглядываются в темноту за стеклом), действие то убийственно серьезно, то ударяется в макабрический черный юмор.
Поставивший картину Адам Вингард – один из плеяды молодых независимых хоррормейкеров, достаточно громко заявивших о себе дилогией «З/Л/О» и менее удачным альманахом «Азбука смерти» (его коллеги по этим лентам Джо Суонберг и Ти Уэст в «Тебе конец» выступили в качестве актеров, работал над упомянутыми фильмами и сценарист/актер Саймон Барретт), и «Тебе конец» уверенно вписывается в его резюме. Это компетентный, внятный, «честный» слэшер, поставленный с большой любовью и уважением к жанру – да, он немного «разбрасывается», пытаясь одновременно оригинальничать и придерживаться традиций, но ругать его за это рука не поднимается. Ведь движение – жизнь, а кое-кто может даже найти такой подход освежающим. Творческий поиск, однако.