Нелепый вестерн с минимумом экшена и максимумом колебаний между «Джейн – феминистская героиня» и «Джейн – слабая женщина»
Джейн Хэммонд (Натали Портман) живет с мужем Биллом (Ной Эммерих) и маленькой дочерью на ферме на Диком Западе. Однажды Билл возвращается домой тяжело раненным – во время поездки он наткнулся на бандитов из шайки Джона Бишопа (Юин МакГрегор), у которого давние счеты с Биллом и Джейн. Понимая, что вскоре на ферму нагрянет вся банда, Джейн обращается за помощью к Дэну (Джоэл Эдгертон), своему бывшему жениху и ветерану Гражданской войны.
История вестерна «Джейн берет ружье» запутана и печальна. В 2011 году сценарий Брайана Даффилда попал в так называемый «Черный список», перечисляющий лучшие оригинальные тексты, не купленные для экранизации. Год спустя началась работа над фильмом, и в течение 2012-го и 2013-го безостановочно приходили сообщения об изменениях в съемочной группе и в перечне нанятых актеров. Так, изначально Дэна должен был сыграть Майкл Фассбендер, а Джона – Джоэл Эдгертон. Шотландская постановщица Линн Рэмси покинула проект в первый день съемок, не сумев найти общий язык с продюсерами, и на ее место всего за несколько часов был нанят американец Гэвин О’Коннор, режиссер «Воина». Джон Бишоп сменил несколько экранных физиономий, пока в этой роли не закрепился Юин МакГрегор. Джоэл Эдгертон не только сыграл главную роль, но и собственноручно переписал сценарий… И так далее, и тому подобное. Когда же картина все же была снята, ее прокатчик Relativity Media разорился. «Джейн» два года пролежала на полке, в то время как мучительно решался вопрос, кто станет ее новым дистрибьютором.
Стоила ли выделки эта овчинка? Трудно сказать, не читая изначальный сценарий и не зная, какой фильм задумала Линн Рэмси. Но ясно, что после всех пертурбаций «Джейн» превратилась в странную и неуклюжую постановку.
Пожалуй, лучше всего иллюстрирует несуразность картины сцена в середине фильма, где Джейн в ожидании бандитов показывает, как она стреляет из револьвера, и ни разу не попадает по мишени. Казалось бы, этот момент демонстрирует слабость женщины, не подготовленной для защиты своего дома, но все же вынужденной это делать. Чем слабее герой, чем ярче его героизм! Однако затем Джейн берет ружье и выбивает «десять из десяти», деловито замечая, что муж научил ее охотиться. При этом и до, и после этой сцены героиня вполне профессионально обращается с револьвером и ни разу не мажет, и ее меткость не становится сюжетно важной деталью. Так в чем же смысл эпизода, где Джейн промахивается? Загадка.
Еще один наглядный пример. Джейн и Дэн проводят немало времени, сооружая нечто вроде импровизированного минного поля, снаряженного порохом, керосином и гвоздями. Но когда это поле наконец «активируется», фильм лишь мелком и издалека показывает взрывы и вырывающийся из-под земли огонь, и зрители даже не могут прикинуть, сколько бандитов погибло. Ясно лишь, что некоторые из них серьезно пострадали. Это самый мощный экшен-отрывок фильма, но снят он так, будто режиссер ненавидит боевики и считает недостойным снимать насилие.
В том же духе поставлена более поздняя сцена, где герои отстреливаются внутри дома. Джейн и Дэн в полутьме палят сквозь потолок и стены, и зрители не видят ни бандитов, ни их трупов. На экране вестерн, но где то, ради чего публика ходит на вестерны? Мало того что в фильме нет трюков с лошадьми, так еще и абсолютное большинство преступников «Джейн» погибает за кадром. А финальная разборка с главным злодеем вообще не стоит упоминания как экшен-момент.
Возможно, авторы ленты исходили из того, что фильм с Натали Портман в главной роли преимущественно привлечет женщин. Поэтому они свели насилие к минимуму и сосредоточились на выяснении отношений между Джейн и Дэном, которым после многолетней разлуки есть что сказать друг другу. Но романтические сцены фильма были бы куда интереснее и напряженнее, если бы в них участвовал Билл, у которого тоже есть право высказаться после всего, что он сделал для Джейн. Любовный треугольник – основа основ жанровой драматургии. Вместо этого герой Ноя Эммериха проводит почти весь фильм в забытьи, и потенциальный треугольник сводится к плоскому дуэту. Который, в свою очередь, исчерпывается обменом неприятными воспоминаниями. «Я была пленницей банды! – А я сидел в лагере для военнопленных!» При этом «искра» между Портман и Эдгертоном не проскакивает, и любовная температура выше комнатной не поднимается. Где Мила Кунис, когда она так нужна?
В общем, когда разбираешь картину на части, понимаешь, что она целиком состоит из упущенных возможностей и самосаботажа. Фильм предлагает свежий взгляд на традиционный вестерн-сюжет, в котором мужчина защищает ферму от бандитов? Нет, большинство злодеев убивает Дэн, и героизм Джейн сводится к тому, что она не сбегает с фермы, даже когда Билл ее об этом просит. Что, кстати, делает ее хорошей женой, но ужасной матерью. Фильм живописует методы защиты дома от злодеев? Нет, в детской комедии «Один дома» эта тема раскрыта куда изобретательней. Фильм напоминает, что женщинам на Диком Западе жилось нелегко? Да, это, пожалуй, получилось. Но все самое страшное, что произошло с Джейн, лента оставила за кадром. Хотя картина наполовину состоит из флешбэков, и эту тему можно было раскрыть в подробностях – вместо того чтобы показывать, как Джейн и Дэн бегают по пшеничному полю, пошло символизируя свое довоенное счастье.
Откровенно говоря, к концу фильма начинаешь жалеть, что в завязке героиня оставила дочь у подруги и что девочке ничего не угрожает. Это, конечно, банальщина, но присутствие в кадре малышки подняло бы драматические ставки. Кроме того, есть подозрение, что в «Джейн» Портман убедительнее бы смотрелась в образе «матери-тигрицы», чем в роли романтической героини, которую фильм ей навязывает.
С 17 марта в кино.