Как снимать сиквел ужастика? Эксплуатировать старую тематику или вводить новые элементы? Больше пугать или, наоборот, добавить драмы? Обычно продолжение, пусть и стоит не намного дороже, в качестве оригиналу уступает
Канонический образ монстра Франкенштейна, воплощенный на экране Борисом Карлоффым, в первую очередь напоминает об оригинальном одноименном фильме – лента Джеймса Уэйла 1931 года была новаторской во всех смыслах. Но не стоит забывать и о последовавшем вскоре сиквеле, «Невеста Франкенштейна» не просто не уронила уровень, фильм подарил жанру несколько приемов, которые используются в кино до сих пор. Мало того что картина пугает даже спустя 80 лет после своей премьеры, она отлично сыграна, продумана до мелочей и не лишена логической основы, даже в том аспекте, почему монстр остался жив после сожжения в финале оригинальной ленты. Красиво, пугающе и захватывающе интересно. Классика!
Сегодня, когда «Ходячие мертвецы» считаются едва ли не самым рейтинговым шоу на ТВ, рассказывать молодежи об истоках жанра зомби-фильмов практически бесполезно, а ведь каноны были заданы не сериалами. Подлинным столпом хоррора потомки назовут не шоу канала AMC, а картины Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов». И что бы критики ни говорили об оригинальной ленте 1968 года, настоящая жара началась в «Рассвете», с его гениально сделанным гримом, умопомрачительными эффектами и необыкновенно живой мертвой плотью. Все, что нужно знать о зомби-апокалипсисе, черпайте из ленты Ромеро, старик на этом съел собаку.
Классический хоррор Ричарда Доннера «Омен» – образец нечастого для того времени реалистичного фильма ужасов. В большой степени драматический, сыгранный сильнейшими актерами фильм 1976 года лишь предвещал пришествие Антихриста. Всю же силу Падшего на земле зрители могут оценить в сиквеле, действие которого происходит через 7 лет после событий первой картины. Дэмиен уже не просто подросток, он мальчишка, питающийся ненавистью и злобой окружающего мира и с удовольствием делящийся ими с окружающими. Напряжение первого фильма получило достойное продолжение – дьявол не дремлет.
Сиквел классической «Пятницы, 13» кажется несколько «кособоким» – исчезла тайна, связанная с матерью Джейсона Вурхиза, а новый злодей пока не нашел свой собственный неповторимый образ (фирменная хоккейная маска появится только в третьей части), но это лишь на первый взгляд. На деле же сиквел «Пятницы» – это один из первых фильмов, поставивших на поток фишку с чередой изобретательных убийств, картина 1981 года запустила традицию: каждое новое убийство даже самого безумного маньяка должно быть изящнее предыдущего. Джейсон, избавившись от маменькиной опеки, очень быстро научился давать жару, вторая часть для него – первые уверенные шаги вперед.
Многие полагают, что лучшей оценкой сиквела служит то, что это продолжение может жить отдельно от оригинальной картины – полноценная картина всегда лучше приставного костыля, требующего знания содержания предыдущих серий. «Чужие» Джеймса Кэмерона – это тот случай, когда лента одинаково успешно вписывается во франшизу и стоит особняком. Режиссер сиквела скоттовского «Чужого» подправил жанр, добавил побольше монстров, создал героям еще более невыносимые условия и столкнул с самыми жуткими их кошмарами. Многие годы «Чужие» занимают одно из высочайших мест во всевозможных топах лучших сиквелов. Мы не станем плевать против ветра, Рипли – лучшая!
Сегодня продюсеры частенько требуют от режиссеров волны безумия в сиквеле, и взялась эта просьба не с потолка – зачинателем традиций стал Сэм Рейми со своей армией «зловещих мертвецов». Первая лента франшизы была классическим ужастиком о группе молодых людей, застрявших в мрачной хижине на отшибе, в которой творятся нехорошие дела. В сиквеле же, когда Эш возвращается на место событий оригинальной ленты, жуть превращается в абсурд и форменное безумие. Да, временами зрителям по-прежнему страшно, но и хорошего настроения прибавилось – гвозди летят веселее, бензопила жужжит бодрее, а стоны звучат как музыка! К черту хороший вкус, мы устраиваем настоящую бойню!
Наверное, лишь самые далекие от кино люди могут не знать, что великолепная картина Джонатана Демме «Молчание ягнят», с которой началось триумфальное шествие Ганнибала Лектера по экранам кинотеатров и ТВ, является продолжением, пусть и не слишком афишируемым, ленты Майкла Манна «Охотник на людей». Так бывает, что экранизация романов, объединенных одним героем, идет сложно, и в случае Лектера было именно так – «Охотник» был неплохим, но лишь с выходом в прокат «Молчания ягнят» пазл сложился. Лучший фильм своего времени, единственный хоррор, отмеченный самым главным «Оскаром», неисчерпаемый источник вдохновения и неоспоримый образец жанра. Второй – не значит плохая копия.
Задавший очень высокую планку хоррором «Пункт назначения» Джеймс Вонг явно не предполагал, что на смену ему придут не просто талантливые режиссеры, но и весьма изобретательные постановщики трюков. Да, первый «Пункт» был красив, но брал в основном не эффектами, а необычным подходом к теме смерти – в нем было много разговоров, поисков ответов и размышлений о природе судьбы. Сиквел чуть менее взыскателен к мозгам, зато глаза ваши он требует держать широко открытыми, особенно в ставшей классической открывающей сцене – не смейте зажмуриваться при виде приближающихся падающих с грузовика бревен, это еще не конечная остановка.
После феноменального успеха «Паранормального явления» Орена Пели появление сиквела казалось делом не просто необязательным, а даже опасным – красивая и изящно исполненная вещица могла быть раздавлена слоном в посудной лавке, погнавшимся за умножением прибыли. Опасность, к счастью, оказалась ложной – благодаря хорошо проработанному сценарию, нетривиальным героям и неожиданной развязке, превращающей сиквел в приквел, «Паранормальное явление 2» не ударило в грязь лицом. Больше того, франшиза получила практически неограниченные возможности развития, чем и не преминула воспользоваться, охватив прошлое и будущее, два континента и множество персонажей.
Сколь бы ни была безумной первая часть теперь уже триптиха «Человеческая многоножка», вторая рвет ее как тузик грелку, и в первую очередь благодаря достаточно редкому приему – в «Многоножке 2» герои начинают буквально буйствовать, насмотревшись первого фильма. Это придает ленте дополнительной пикантности и некоторого реализма, больного, жуткого, но живого. Принято считать, что вторая «Многоножка» утратила глобальный смысл, променяла тонкий саспенс на обилие отвратительных сцен, сопровождающихся не менее отвратительными звуками, и тут трудно спорить. Но как история, не только выросшая из оригинала, но и несущая его в себе, сиквел как нельзя точно соответствует названию – от сегмента к сегменту, от части к части франшиза растет, становясь все опаснее и страшнее.