Новый проект Netflix о полицейском произволе и гражданском восстании.
Четыре брата, четыре разных судьбы: Моктар (Оссини Эмбарек) торгует наркотиками, второй, Абдель (Дали Бенссала), служит в спецназе, а третий, юный Карим (Сами Слиман), руководит демонстрантами, обвиняющими «силовиков» в убийстве их младшего брата. Он вместе с последователями захватил мигрантский микрорайон в Париже, украл из полицейского участка оружие и теперь требует выдать ему убийц ребенка. Абдель же считает, что насилием ничего не изменить, поэтому тщетно пытается вести переговоры, но молодая кровь кипит, она жаждет мести.
Режиссер «Афины» Ромен Гаврас известен прежде всего своими стильными видеоклипами, лучший из них сделан на песню Bad Girls певицы M.I.A. Оружие, бандитский шик, трюки на машинах, насыщенные действием кадры, легкая ирония — этот стиль Гавраса так же четко виден в его предыдущей картине «Мир принадлежит тебе» (2018), показанной в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля. Это милый, полный юмора фильм о родившемся в семье воров неудачнике, живущем простой мещанской мечтой: он хочет купить небольшой домик с 8-метровым бассейном. «Афина» — кино крайне серьезное, метящее в трагедийно-оперный пафос с историей о конфликте братьев, оказавшихся по разные стороны баррикад. Причина восстания — проблемы с расизмом во французском обществе и полицейское насилие. Тема актуальная для многих стран мира, поэтому неудивительно, что проект спродюсировал Netflix, а картину отобрали в конкурс Венецианского кинофестиваля. Только, кроме повестки, пошлой музыки и красиво поставленных кадров, в «Афине» ничего нет.
Гаврас разделяет общество по возрасту на три части: пожилые мигранты, боящиеся уличных столкновений, рассудительные мужчины среднего возраста и молодежь, недавно окончившая школу, но уже умеющая готовить «коктейль Молотова». Молодые не верят в правосудие, оправдывая этим свои действия: «Они убивают, и мы убиваем. Они говорят языком насилия — мы покажем язык насилия». Никто не спросит, чем же они тогда отличаются от полицейских, — подобные этические дилеммы чужды и Гаврасу. Почти 30 лет назад Матьё Кассовиц снял уже классический фильм «Ненависть» (1995), где также показал жизнь детей из мигрантского гетто, сомневающихся, стоит ли нажать на курок пистолета. В «Афине» только Абдель задумывается о содеянном, но и ему к финалу кровь ударяет в голову.
При этом визуально работа Ромена Гавраса — высший пример мастерства режиссера-постановщика. Долгие кадры с богатыми на события передним и задним планом, четкая цветовая палитра, плавно летающая камера — это радует глаза смотрящего, но кажется, что за дымом петард и салютов теряется какой-либо смысл как восстания, так и фильма. В своем шедевре «Свобода, ведущая народ» Эжен Делакруа спереди показывает характерных героев, а вдалеке за облаками можно увидеть французский флаг на вершине Бастилии, которую скоро сотрут с лица земли. Только в «Афине» на баррикадах вчерашние дети: у них нет никакого плана после свершения мести, они готовы раздеться до трусов, сбросить униформу протестующих после окружения полицейскими. Есть только метафорическая «Бастилия» — это мигрантский, криминальный район Афина, свидетельство провалившейся интеграции людей. Но Ромен Гаврас не способен ни на какой вывод, он может только указывать пальцем на «злодеев» и «героев».