Картина может зарабатывать миллионы, и не имея в касте Брэда Питта и Джонни Деппа. Мы вспомнили несколько примеров того, как большого кассового успеха добивались картины без крупных звезд
Переломным моментом в отказе от идеологии «Звезда – обязательное условие успешного фильма» можно считать «Психо» Альфреда Хичкока. Конечно, совсем безвестным каст его картины не назовешь, но фокус тут заключается в том, что главную актрису картины – Джанет Ли – режиссер выводит за скобки менее чем через полчаса после начала действия, а далее сюжет концентрируется на других героях в исполнении не самых известных в то время публике актеров. Кроме того, «Психо» на собственном примере продемонстрировал продюсерам и режиссерам, что в случае фильма ужасов или триллера на роль злодея не стоит брать известного артиста, так зритель будет сконцентрирован на рассказе, а не на знакомых лицах.
Не всегда скромный актерский ансамбль является изначальной задумкой режиссера, порой обращаться к актерам без шлейфа предыдущих работ вынуждают обстоятельства. Серджио Леоне решил снять вестерн тогда, когда былая бешеная популярность картин этого жанра сошла на нет, отсюда и череда актерских отказов принять участие в съемках картины «За пригоршню долларов». Возможно, согласись на ведущую роль в ленте Чарльз Бронсон или Генри Фонда, картина получила бы фору на старте, но вот стала бы она культовой, не сыграй в ней фактический новичок Клинт Иствуд, – это большой вопрос. Как бы то ни было, Леоне обратился к Иствуду не от хорошей жизни, но ни разу не пожалел о своем выборе. Как, впрочем, и актер, до сих пор ассоциирующийся с Джо.
Сразу три неизвестных составляли уравнение «Злых улиц»: у руля режиссер-дебютант Мартин Скорсезе, а в главных ролях телеэпизодник Харви Кейтель и молодой Роберт Де Ниро, который по большому счету в кино впервые заявил о себе за пару месяцев до выхода на экраны «Улиц». Руководству Warner Bros. было над чем подумать, но студия рискнула и получила на выходе шестикратную прибыль от вложенного в съемки полумиллиона долларов. Но не это главное – «Злые улицы» не просто ознаменовали рождение нового жанра, они запустили на космическую орбиту три большие карьеры, за которыми зрители продолжают с интересом следить и по прошествии четырех десятков лет.
Тоуб Хупер сделал правильные выводы из опыта хичкоковского «Психо», больше того, он пошел дальше, добавил крови и ужаса и к минимуму свел узнаваемость актеров. В главных ролях в «Техасской резне бензопилой», картине, ставшей точкой отсчета в жанре слэшер, задействованы совершенно не знакомые зрителю артисты: Мэрилин Бернс в кадр вошла впервые после того, как поскиталась по пробам, а Пол Партэйн и вовсе в фильме оказался почти случайно, парень два года как вернулся из Вьетнама, только что потерял работу на заводе и готов был ухватиться за любую возможность заработать. Конечно, главной движущей силой хоррора стал его злодей, а не жертвы, но урок был извлечен – в качестве мишеней тоже не обязательно использовать звезд.
История «Рокки» когда-нибудь сама по себе может стать сюжетом для биографической картины. Только представьте, в студию United Artists приходит молодой человек, который желает снимать кино по собственному сценарию, да еще и с собой в главной роли. За плечами у этого наглого итальянца опыт съемок в порно, несложившаяся спортивная карьера и тяжелая родовая травма, делающая часть его лица неподвижной. Тысяча из тысячи подобных дерзких новичков были бы отправлены восвояси, но у Сильвестра Сталлоне с собой был действительно сильный сценарий, который растопил каменные сердца студийных боссов. Результат – один из самых выдающихся в истории кино. Сделанный никем за смешные деньги с новичками в кадре культовый фильм, получивший массу продолжений.
Нельзя сказать, что Джордж Лукас со своими «Звездными войнами» действовал наобум, все-таки в фильме, открывающем фантастическую сагу, которой суждено стать достоянием человечества, были задействованы и Питер Кашинг, и Алек Гиннесс. Однако на передний план были выведены лица не самые известные: Марк Хэмилл до «Новой надежды» слонялся из сериала в сериал, нигде не отмеченный хоть каким-то успехом, Кэрри Фишер за плечами имела всего один фильм, а Харрисон Форд никем не воспринимался всерьез. Лукас сделал из тройки актеров звезд на все времена. Увы, воспользоваться трамплином смог только Форд, а вот Хэмилл и Фишер так и остались актерами одного образа.
Дональд Плезенс – единственное узнаваемое лицо в одном из самых значимых хорроров в истории кино, «Хэллоуине», до выхода ужастика на экраны актер уже четверть века снимался и сыграл, например, одного из бондовских злодеев. Но участие его было скорее сигнальным флажком для студии: «Вот, смотрите, у нас есть серьезный актер, верьте в нас!» Джону Карпентеру поверили и закрыли глаза на то, что Джейми Ли Кертис до сих пор мелькала только на ТВ, а Нэнси Кайс лишь дважды появлялась в эпизодах. Что уж говорить про Ника Касла – его не знали раньше, да и сейчас в лицо узнают только самые упертые фанаты жанра, а ведь это культовейший Майкл Майерс.
Велика Британия, а отступать режиссеру Дэнни Бойлу было некуда, когда он взялся экранизировать жесткий роман Ирвина Уэлша о наркоманах Эдинбурга. Заполучить звезд на роли, которые предусматривают контакт с трансвеститом, ныряние в унитаз и убийство ребенка, в фильме с персонажами по имени Больной и Обрубок было непросто. Да и стоило ли, ведь Бойл смог набрать в свой фильм талантливой молодежи, среди которой лишь Роберт Карлайл мог похвастать каким-никаким опытом, да Юэн МакГрегор уже отметился работой с режиссером над предыдущей его картиной. Актерский ансамбль нужно было не просто собрать, их пришлось учить играть, но молодежь подобралась толковая, а фильм получился отменным.
Культовая «Ведьма из Блэр» не была пионером в жанре хоррора, основанного на «найденных пленках», фокус лишь в том, что ленты вроде «Ада каннибалов» видели только подлинные фанаты ужасов, а о широком прокате подобных картин не было и речи до самого конца 90-х. «Ведьма» же ворвалась на большие экраны ураганом, а благодаря удачной пиар-кампании и ловким маркетинговым ходам сумела убедить зрителей в том, что пленки являются подлинными. Конечно, здесь не подошли бы звезды в главных ролях, а вот невзрачные затрапезные студенты – самое то, в их исчезновение при странных обстоятельствах верится охотно. Мистификация принесла создателям фильма четверть миллиарда долларов, что примерно на четверть миллиарда больше, чем было потрачено на съемки.
С момента выхода на экраны «Ведьмы из Блэр» кто только не пытался войти в ту же воду с тем же успехом, но ближе всего удалось подобраться только авторам «Паранормального явления». Кэти Физерстон и Мика Слот – вам что-нибудь говорят эти имена? Уверены, в 2007 году вы не слышали о них вообще ничего, ведь даже Орен Пели был настолько уверен в неизвестности исполнителей главных ролей в своем фильме, что легко назвал персонажей именами актеров. Ну а чего тут думать-то, в самом деле?! Кино принесло баснословную прибыль, но не сделало актеров популярными, оба они так и застряли в мире духов, перемещаясь из серии в серию паранормальной франшизы.