На фестивале «Окно в Европу» в Выборге показали современную версию «Города Зеро».
Босс (Алексей Харитонов), которому нравится издеваться над подчинёнными, отправляет четырёх сотрудников на заключение важного договора с китайцами в провинциальный город, каждому обещая повышение. Интернациональная попойка завершается подписанием документа, теперь ценную бумагу нужно доставить в Москву. Семьянин Андрей (Егор Корешков) садится за руль, карьерист Сергей (Никита Кологривый), слабовольный трудяга Валера (Даниил Толстокулаков) и пьяный весельчак Аброскин (Артём Цуканов) набиваются в салон. Коллеги не успевают выехать за пределы населённого пункта, как заканчивается бензин. Начинается череда попыток вернуться домой.
Роман Каримов — постоянный участник и любимец фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. В 2010 году дебютант победил на киносмотре с «Неадекватными людьми». В дальнейшем карьера автора развивалась неровно: хоррор «Чёрная вода» и комедия «Днюха» едва ли пользовались большим успехом. Ковидная драма «Дыхание» казалась запоздалой и прошла почти незаметно. Сравнительными удачами можно назвать «Гуляй, Вася!» и «Неадекватные люди 2». Вроде бы ступивший на тропу массового кино Каримов с «Затерянными» возвращается к артмейнстриму.
Режиссёр не скрывает, что «Город Зеро» Карена Шахназарова — один из его любимых фильмов. Но к написанию сценария автора подтолкнул реальный случай: у Каримова и его друзей на трассе посреди глуши закончился бензин. Если в шедевре Шахназарова в сюрреалистическом пространстве, которое не поддаётся логическим законам, оказывался один командировочный, то у Каримова героев четверо. Про персонажа Леонида Филатова зрители не знали фактически ничего. Разве что гость казался чужаком на празднике абсурда, слишком нормальным для чудного места.
Отсутствие подробностей личной жизни — плюс для сюрреалистического произведения, ведь читатель или зритель моментально ассоциирует себя с центральным персонажем. Нет ни прошлого, ни будущего, только настоящий момент. Франц Кафка не зря с каждым новым романом всё меньше говорил о главном герое, постепенно лишая его даже имени. Протагонист — человек без свойств, ничем не отличающийся от нас. В «Затерянных» индивидуальные черты Андрея, Сергея, Валеры и Аброскина обозначены несколькими ничего не дающими драматургии мазками. Квартет Каримова — не друзья, а конкуренты. Характеры у персонажей условные, но у каждого потеряны моральные ориентиры, Москва поглотила состоятельных офисных работников, так что затерялись коллеги не по дороге домой, а гораздо раньше.
Провинциальный город у Каримова погружён в плотный туман. В свете ночных фонарей изображение получается оранжевым, как в «Отпуске в октябре» Романа Михайлова. В «Затерянных» региональная Россия для жителей столицы выглядит местом неизученным и диким. Приезд в другой город даёт старт сюрреалистическим событиям. Москва показана буднично, а за МКАДом своя жизнь. Вольно или невольно Каримов напоминает о существовании двух Россий: столица выступает одним городом-государством, за пределы которого попросту небезопасно выбираться. У Шахназарова абсурд был чистым, не привязанным к географическим понятиям. Социальная подоплёка вредит «Затерянным», сценарная конструкция кажется чересчур просчитанной и назидательной.
Чем больше гости проводят времени в незнакомом месте, тем больше хотят начать жизнь с чистого листа и никуда не возвращаться. В тихом месте царят любовь и покой, и ни с кем не нужно биться за место под солнцем. Коллег посещают видения из чистого и счастливого детства. Словно бы Москва испортила, а затерянная в тумане провинция ведёт к рефлексии и очищению.
Ненасмотренная аудитория может не на шутку поразиться, ведь в XXI веке в отечественном кино сложно вспомнить фильм, похожий на «Затерянных». «Город Зеро» слегка подзабыт, а «Отпуск в октябре», «Человек из Подольска» и «Петровы в гриппе» — авторские картины, которые напоминают работу Каримова отдельными эпизодами или визуальным рядом. Для заядлого киномана «Затерянные» могут показаться вторичными и не всегда последовательными. Режиссёр не в состоянии поддерживать градус абсурда, а потому вводит мелодраматические эпизоды, выбивающиеся из общей канвы повествования. В то же время с новым фильмом Каримов ступает на незнакомую для себя территорию, продолжает экспериментировать и не стоять на месте, что уже похвально. К счастью, в шумные блокбастеры режиссёр тоже окончательно не ушёл. «Затерянные» явно нравятся самому Каримову, так что желание режиссёра реализовывать киноманские мечты понятно: мы все хотели бы вернуться в «Город Зеро».