Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Выборг-2024: рецензия на фильм «Затерянные» — абсурдистский триллер Романа Каримова

На фестивале «Окно в Европу» в Выборге показали современную версию «Города Зеро».

15 августа Текст: Максим Ершов Обсудить
Добавить в закладки

Босс (Алексей Харитонов), которому нравится издеваться над подчинёнными, отправляет четырёх сотрудников на заключение важного договора с китайцами в провинциальный город, каждому обещая повышение. Интернациональная попойка завершается подписанием документа, теперь ценную бумагу нужно доставить в Москву. Семьянин Андрей (Егор Корешков) садится за руль, карьерист Сергей (Никита Кологривый), слабовольный трудяга Валера (Даниил Толстокулаков) и пьяный весельчак Аброскин (Артём Цуканов) набиваются в салон. Коллеги не успевают выехать за пределы населённого пункта, как заканчивается бензин. Начинается череда попыток вернуться домой.

Никита Кологривый в роли Сергея на кадре из фильма «Затерянные»

Никита Кологривый в роли Сергея на кадре из фильма «Затерянные»

Роман Каримов — постоянный участник и любимец фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. В 2010 году дебютант победил на киносмотре с «Неадекватными людьми». В дальнейшем карьера автора развивалась неровно: хоррор «Чёрная вода» и комедия «Днюха» едва ли пользовались большим успехом. Ковидная драма «Дыхание» казалась запоздалой и прошла почти незаметно. Сравнительными удачами можно назвать «Гуляй, Вася!» и «Неадекватные люди 2». Вроде бы ступивший на тропу массового кино Каримов с «Затерянными» возвращается к артмейнстриму.

Режиссёр не скрывает, что «Город Зеро» Карена Шахназарова — один из его любимых фильмов. Но к написанию сценария автора подтолкнул реальный случай: у Каримова и его друзей на трассе посреди глуши закончился бензин. Если в шедевре Шахназарова в сюрреалистическом пространстве, которое не поддаётся логическим законам, оказывался один командировочный, то у Каримова героев четверо. Про персонажа Леонида Филатова зрители не знали фактически ничего. Разве что гость казался чужаком на празднике абсурда, слишком нормальным для чудного места.

Кадр из фильма «Затерянные»

Кадр из фильма «Затерянные»

Отсутствие подробностей личной жизни — плюс для сюрреалистического произведения, ведь читатель или зритель моментально ассоциирует себя с центральным персонажем. Нет ни прошлого, ни будущего, только настоящий момент. Франц Кафка не зря с каждым новым романом всё меньше говорил о главном герое, постепенно лишая его даже имени. Протагонист — человек без свойств, ничем не отличающийся от нас. В «Затерянных» индивидуальные черты Андрея, Сергея, Валеры и Аброскина обозначены несколькими ничего не дающими драматургии мазками. Квартет Каримова — не друзья, а конкуренты. Характеры у персонажей условные, но у каждого потеряны моральные ориентиры, Москва поглотила состоятельных офисных работников, так что затерялись коллеги не по дороге домой, а гораздо раньше.

Егор Корешков в роли Андрея на кадре из фильма «Затерянные»

Егор Корешков в роли Андрея на кадре из фильма «Затерянные»

Провинциальный город у Каримова погружён в плотный туман. В свете ночных фонарей изображение получается оранжевым, как в «Отпуске в октябре» Романа Михайлова. В «Затерянных» региональная Россия для жителей столицы выглядит местом неизученным и диким. Приезд в другой город даёт старт сюрреалистическим событиям. Москва показана буднично, а за МКАДом своя жизнь. Вольно или невольно Каримов напоминает о существовании двух Россий: столица выступает одним городом-государством, за пределы которого попросту небезопасно выбираться. У Шахназарова абсурд был чистым, не привязанным к географическим понятиям. Социальная подоплёка вредит «Затерянным», сценарная конструкция кажется чересчур просчитанной и назидательной.

Чем больше гости проводят времени в незнакомом месте, тем больше хотят начать жизнь с чистого листа и никуда не возвращаться. В тихом месте царят любовь и покой, и ни с кем не нужно биться за место под солнцем. Коллег посещают видения из чистого и счастливого детства. Словно бы Москва испортила, а затерянная в тумане провинция ведёт к рефлексии и очищению.

Ненасмотренная аудитория может не на шутку поразиться, ведь в XXI веке в отечественном кино сложно вспомнить фильм, похожий на «Затерянных». «Город Зеро» слегка подзабыт, а «Отпуск в октябре», «Человек из Подольска» и «Петровы в гриппе» — авторские картины, которые напоминают работу Каримова отдельными эпизодами или визуальным рядом. Для заядлого киномана «Затерянные» могут показаться вторичными и не всегда последовательными. Режиссёр не в состоянии поддерживать градус абсурда, а потому вводит мелодраматические эпизоды, выбивающиеся из общей канвы повествования. В то же время с новым фильмом Каримов ступает на незнакомую для себя территорию, продолжает экспериментировать и не стоять на месте, что уже похвально. К счастью, в шумные блокбастеры режиссёр тоже окончательно не ушёл. «Затерянные» явно нравятся самому Каримову, так что желание режиссёра реализовывать киноманские мечты понятно: мы все хотели бы вернуться в «Город Зеро».

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?