«Последняя девушка» – такой же заезженный голливудский хоррор-штамп, как какие-нибудь хлопающие двери, тень, мелькающая на заднем плане в дверном проеме, или непременный поход героев в подвал или на чердак
Эш из «Зловещих мертвецов» давно стал настолько родным и близким всем поклонникам фильмов ужасов персонажем, что о его нечаянном спасении мало кто задумывается – а ведь он едва ли не первый «последний парень» в истории жанра. И это при том, что девиц в хижину приехало больше! Спасли парня от разгула демонических сил три вещи: во-первых, Эш всегда молниеносно реагировал на любые непонятные проявления зла, во-вторых, умело превращал любые подручные средства в оружие борьбы с нечистью, а в-третьих, Эшли – это все-таки женское имя, видимо, монстры посчитали Эша той самой необходимой по сюжету «последней девушкой», которой стоит оставить жизнь.
«Сожжение» режиссера Тони Мэйлама – незаслуженно забытая классика из тех времен, когда Фредди Крюгер еще только точил свои когти, Майкл Майерс искал себе маску, а Кожаное Лицо еще не распробовал вкуса крови. Слэшер, к созданию которого, кстати, приложил руку ныне опальный Харви Вайнштейн, рассказывал о летнем лагере, постояльцев которого терроризирует обгоревший после несчастного случая смотритель Кропси. Противостоять безумному мяснику с огромными садовыми ножницами приходится обычному парню по имени Тодд, роль которого исполнил Брайан Мэтьюз, и победителем из этого сражения вышел именно этот парень. Даже если сюжет не кажется вам привлекательным или оригинальным, картина заслуживает просмотра хотя бы потому, что к созданию грима и эффектов в «Сожжении» причастен легендарный Том Савиньи, известный по работе над «Рассветом мертвецов» и «Пятницей, 13-е».
Уже тот простой факт, что персонаж по имени Томми Джарвис продержался три фильма франшизы «Пятница, 13-е», говорит о некоторой избранности этого героя. Действительно, парень, встретившийся с Джейсоном Вурхизом еще в раннем детстве, едва не сошедший на этой почве с ума, сам остановившийся на самом краю пропасти убийственного безумия, трижды противостоял злодею в маске и оставался в живых. Несмотря на то что в кино Томми не появлялся с 1986 года, его статус во всех справочниках остается «жив» – и это лучший показатель того, что парни могут справляться с трудностями.
Авторы сиквела неожиданно ставшего популярным хоррора «Кошмар на улице Вязов» почему-то посчитали себя людьми чрезвычайно одаренными, а потому отказались не только от услуг автора идеи Уэса Крейвена, но и от приглашения исполнительницы роли Нэнси актрисы Хизер Лэдженкамп – им, видите ли, хотелось пойти иным путем. Иной путь выражался в том, что противостоять Фредди Крюгеру должен был молодой человек, а не девушка, – главным героем фильма стал Джесси Уолш, школьник, через которого монстр с когтями пытается прорваться из мира сновидений в реальность. В финале, кстати, победу стоило бы присудить Лизе, подруге Джесси, но и отрицать то, что парень в итоге выжил, тоже нельзя. Кстати, на главную роль в картине пробовались Кристиан Слейтер, Брэд Питт и Джон Стамос, а победил Марк Паттон, вот только где он теперь, этот «последний парень»?
К середине 1980-х зритель, кажется, уже был избалован самыми необычными монстрами, маньяками и серийными убийцами, но авторам триллера «Попутчик» удалось впечатлить даже видавших виды поклонников жанра. Благодаря феноменальному таланту Рутгера Хауэра играть инфернальных злодеев банальная, казалось бы, история о том, что не стоит проявлять на дороге излишнее человеколюбие, превратилась в захватывающую драму с множеством жертв и трагическим финалом. Как бы то ни было, в столкновении с попутчиком-убийцей Джиму Холси, роль которого исполнил Си Томас Хауэлл, удалось выжить, а ведь казалось, что с появлением официантки Нэш инициатива уйдет в девичьи руки.
Строго говоря, в «Факультете» Роберта Родригеза до хеппи-энда дотянуло достаточно героев первого плана, но даже с учетом этого парней в числе выживших оказалось больше, а в финальной схватке с инопланетным монстром победу одержал ботаник Кейси, роль которого исполнил юный Элайджа Вуд. Давно ставшая классикой лента во многом повторяет фабулу «Вторжения похитителей тел», но приправлена при этом здоровой порцией черного юмора и украшена реками крови и нарочитыми сценами жестокости. Кейси, кстати, в картине во многом похож на пресловутую «последнюю девушку» – изначально он скромен, сторонится сексуальности, слегка параноидален, но к финалу становится настоящим лидером и достойным жизни героем, за что заслуженно получает в награду Джордану Брюстер.
С хронологией «Хэллоуинов» сам черт сломит ногу, а новый фильм, который выйдет на экраны этой осенью, добавит еще больше путаницы, но одно из этой франшизы можно почерпнуть совершенно точно: способность выживать в противостояниях со злом передается по наследству. Вы правы, на финальную битву с непотопляемым Майерсом отправилась все-таки Лори, но и ее сыну Джону Тейту в исполнении Джоша Хартнетта нужно отдать должное – ему удалось избежать всех ловушек маньяка и выжить в не самой простой обстановке, в то время как его друзья и знакомые пополняли список жертв знаменитого кинозлодея.
«Пункт назначения» – совершенно особенная франшиза в огромном мире фильмов ужасов хотя бы потому, что героям приходится противостоять не какому-то пусть и страшному, но осязаемому злодею, на их жизни претендует сама Смерть, невидимая и неотвратимая. Главный герой по имени Алекс после пережитого видения отказывается лететь на самолете, который, едва взлетев, терпит крушение. Казалось бы, парень и несколько его друзей, покинувших борт за десяток минут до катастрофы, обманули судьбу, но от Смерти не убежишь, она найдет способ оборвать линию жизни. К финалу Алексу в исполнении Девона Савы удалось увернуться от ловушек, расставленных фатумом, но скольких нервов это стоило ему и зрителям, переживающим за «последнего парня».
Сейчас-то мы хорошо знаем о том, что никто не выживает в играх с Конструктором просто так, да и вообще, остаться целым после встречи с ним – уже победа, но в 2004 году, когда на экраны вышла первая из «Пил», правила еще только формировались, а удивлению зрителей не было предела. И, конечно, по-настоящему поражало центральное противостояние двух не знакомых друг другу мужчин, запертых в странном помещении, – они могут выжить, только если убьют своего сокамерника. Чтобы спасти свою жизнь, доктору Гордону, когда-то лечившему Джона Крамера, приходится отпилить себе ногу, но это лучшая участь, чем судьба фотографа Адама Стэнхейта, второго запертого, – того Конструктор оставил умирать одного в темной камере. По крайней мере, Гордон уполз и больше во франшизе не упоминался.
Персонажей садистского хоррора Элая Рота «Хостел» никак не назовешь героями в традиционном смысле этого слова – троица ведущих персонажей отвратительна в своем желании оторваться во время своей поездки по Восточной Европе по максимуму. Но в какой-то момент зритель проникается к Пэкстону, одному из попавших в западню американцев, если не сочувствием, то уважением – он все-таки не бежит, когда представляется такая возможность, а отправляется на помощь своим друзьям, попавшим в лапы садистов. «Хостел» не стал родоначальником жанра «пыточного порно», но совершенно точно вывел его на новую орбиту, и Пэкстон на какое-то время стал культовым героем, хотя уже в «Хостеле 2» его полет трагически завершился.
Австралия время от времени дарит зрителям совершенно незабываемые путешествия в миры страха, боли и безумия, удивляя даже самых насмотренных фанатов ужастиков. Вот и триллер «Любимые» стал подлинным открытием, в котором все шиворот-навыворот, но от этого картина смотрится только еще более впечатляюще. Лента рассказывает о похищении, насилии и пытках, но жертвой здесь становится не невинная девушка, показавшаяся маньяку слишком привлекательной и легкой добычей, а парень, первый красавиц школы, гарантированный будущий король выпускного бала. Похитительницей выступает его одноклассница, которой Брент отказывает в совместном походе на выпускной, – что ж, она заставит его проглотить этот отказ. Фокус фильма кроется в преображении главного героя – еще вчера он был погружен в депрессию и подумывал покончить с собой, а теперь в нем проснулась жажда деятельности и желание выжить. И ведь удается!
Феноменальный по своей оригинальности, крутости и умению увлечь зрителя детективный ужастик Джордана Пила «Прочь» еще долго будет напоминать о себе – уж больно картина оказалась хороша. Подходит она и для нашей сегодняшней подборки, ее главный герой, простой парень Крис, отправившийся в гости к своей новой подружке, умудряется обойти гипнотические чары хозяйки дома и улизнуть из жуткого места, в котором пленники теряют волю к сопротивлению, а следом и душу. В какой-то мере авторы «Прочь», конечно, схитрили, ведь Крис еще и чернокожий, а меньшинства в голливудских картинах принято беречь. Но мы его любим все-таки не за то, что он черный, а за умение использовать нож и оленьи рога – такой точно не пропадет.