Не смотря на то, что тема и сюжет фильма "Займемся любовью" отличаются от "Лимиты" и уж тем более от "Мамы", предыдущих фильмов Дениса Евстигнеева, все, к чему прикладывает руку Евстигнеев демонстрирует постоянство, имеет сходный профиль, единый принцип отношения к работе, выдает не меняющийся взгляд на вещи. И взгляд этот не только операторский, хотя из славной когорты наших операторов Евстигнеев - один из немногих, чей почерк узнается сразу и пронзительно отличается от других...
Не смотря на то, что тема и сюжет фильма "Займемся любовью" отличаются от "Лимиты" и уж тем более от "Мамы", предыдущих фильмов Дениса Евстигнеева, все, к чему прикладывает руку Евстигнеев демонстрирует постоянство, имеет сходный профиль, единый принцип отношения к работе, выдает не меняющийся взгляд на вещи. И взгляд этот не только операторский, хотя из славной когорты наших операторов Евстигнеев - один из немногих, чей почерк узнается сразу и пронзительно отличается от других. У кого еще в советском и постсоветском кино можно увидеть столь утрированно монументальный стиль, напоминающий растительно-урбанистические пейзажи Ленинских гор и высотки сталинской архитектуры, рождающие беспокойство и душевный подъем? Вознесенные кверху и раздвинутые вширь нежилые здания, загадочные железобетонные конструкции, московские улицы, снятые в таких ракурсах и под такими углами, чтобы в кадре оказалось как можно меньше людей и как можно больше пустого пространства? Вспомним повадки "Русского проекта" и "Луна-парка". Сумасшедший дом в "Маме", переделанный из заводского цеха. Загадочный причал "Лимиты", на фоне которого герой гляделся, как муравей на Мавзолее.
Если продолжать метафоры, Евстигнеева можно было бы назвать кинематографистом с дальнозорким поражением зрения. Оценивая обстановку, создавая глобальную картинку своего фильма он либо не видит, либо не обращает внимания на достоверность и точность деталей, на актеров, фабулу и диалоги, на кинематографическую ценность индивидуальных человеческих жестов. Лишь человек, которому все равно, что будет в его фильме помимо изображения, мог допустить к готовому сценарию "Лимиты" отнюдь не застенчивого порнографа Ираклия Квирикадзе. Только режиссер, не интересующийся конечным результатом, мог второй фильм подряд - "Мама" и "Займемся любовью" - сотрудничать с Арифом Алиевым, который не понимает ни что такое сценарий, ни что представляет из себя мало-мальски правдоподобная сюжетная литература, где действия и слова героев должны иметь следствие, причину и социо-психологическую мотивировку. Достаточно того, что творилось в "Маме" с возрастом членов "веселой семейки", в котором Алиев запутался так, что с 60-х по 80-е годы мамины сыновья не повзрослели. Само по себе это остроумно. Но "Мама" не имела отношения ни к "фэнтези", ни к соц-арту, ни к постмодернизму. Картина была запланирована, что бы собрать разобщенного зрителя вокруг идеи объединения под материнской крышей. Однако убогий сценарий рождал мысли о нарочитой диссидентской иронии. И его патриотическая национальная идея скомкалась до размеров советского и, как оказалось, поныне актуального анекдота, что герб СССР - это купидон (тире "мама"). "Вооружен до зубов, с голой задницей и ко всем лезет со своей любовью".
Вы спросите, где здесь про кино? Так ведь я тоже выросла в песочнице.