Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Интерстеллар»

Великолепное научно-фантастическое кино, одновременно умное, душевное, занимательное и грандиозное

Добавить в закладки

Трейлер

Земля умирает. Пшеничные посевы уничтожены болезнями, фермеров, выращивающих кукурузу, донимают пылевые бури, а государства едва держатся на плаву. У них больше нет средств ни на армии, ни на социальные программы, ни на поддержку науки. Человечество может выжить, лишь если немедленно начнет освоение далекого космоса. И такая возможность ему предоставляется, когда телескопы находят в окрестностях Сатурна космическую «червоточину», открывающую проход в соседнюю Галактику. Зонды обнаруживают в пределах технической достижимости несколько планет, теоретически способных поддерживать жизнь, и туда направляются экспедиции для более пристального изучения новых миров. Несколько лет спустя начинается вторая фаза разведывательной программы – оценка собранных данных и принятие окончательного решения. Для этого в космос посылают новую экспедицию под командованием бывшего пилота Купера (Мэттью МакКонахи) – последнего космонавта, подготовленного во времена, когда подобные миссии еще не надо было организовывать втайне от налогоплательщиков.

«Интерстеллар» зародился как проект, предназначенный для Стивена Спилберга как режиссера. Кристофер Нолан заинтересовался им, когда его брат Джонатан был нанят в качестве сценариста

За что мы любим режиссера Кристофера Нолана и его брата-сценариста Джонатана? За то, что они умудряются создавать одновременно высоколобые и эмоциональные, а также глубокие и увлекательные проекты вроде «Начала», «Помни…», «В поле зрения» и, в чуть меньшей степени, «Темногорыцаря». Как много творцов, даже признанных и выдающихся, жертвуют одним ради другого! И как часто «умный» фантастический фильм оказывается холодным и почти безжизненным, а теплое и эмоциональное кино, наоборот, требует от зрителей отключить голову, потому что она им во время просмотра не понадобится. Братья Нолан же раз за разом ухитряются прошмыгнуть между Сциллой и Харибдой. И они столь выделяются на общем фоне, что у них почти нет конкурентов.

Космическая эпопея «Интерстеллар» – очередная и самая амбициозная на сегодняшний день демонстрация нолановского превосходства. «Танцуя» от самой важной экспедиции в истории будущего человечества, фильм охватывает мириады высоколобых тем – от нюансов квантовой физики до подходов к конструированию роботов и от стратегий спасения человечества до разнообразия условий на планетах, вращающихся вокруг других звезд. Однако это ни в коем случае не утомительная лекция, по ходу которой персонажи-манекены излагают друг другу (а фактически – зрителям) авторские мысли.

Конечно, в фильме все же есть моменты, когда герои встают в позу и объясняют публике, что происходит, потому что хардкорную фантастику иначе не построишь. Но в основе своей «Интерстеллар» – это не научная, а человеческая история об отце, который улетел спасать мир, хотя больше всего на свете хотел быть со своими детьми, и о его детях, которые из-за «парадокса близнецов» (при определенных условиях время для космонавта течет медленнее, чем для оставшихся на Земле) успевают вырасти и сами стать родителями за то время, пока их отец проводит несколько лет своего времени в странствиях по Вселенной.

«Интерстеллар» – первая совместная работа Кристофера Нолана и голландского оператора-постановщика Хойта ван Хойтема («Впусти меня», «Она»). Нолан завершил сотрудничество со своим постоянным оператором Уолли Фистером, когда тот начал собственную режиссерскую карьеру с постановки «Превосходства»

Это пронзительное, берущее за душу повествование, которое только выигрывает от присущего нынешним американцам эгоизма. Воспитанные войной советские космонавты и их семьи готовы были мириться с личными утратами во имя страны и человечества. Для героев же «Интерстеллар» такая жертвенность в новинку, и это делает их более уязвимыми, более человечными, и потому более драматически интересными персонажами, чем если бы на их месте были «наши люди». Хотя, конечно, обидно, что Ноланы за весь фильм ни разу не упомянули Россию и российскую космическую программу и не включили в действие ни одного неамериканца. Патриотизм патриотизмом, но спасение человечества не может быть националистическим проектом, и прежде западные космические эпопеи такого размаха выкраивали местечко для «наших».

Еще один минус картины – фактическая бесполезность летящей вместе с Купером космонавтки Амелии Брэнд. Героиня Энн Хэтэуэй нужна сценарию лишь для того, чтобы обсуждать куперовские идеи и иногда попадать впросак. Когда же нужно спасать ситуацию, Купер делает это в одиночку или с помощью корабельных роботов (кстати, их дизайн уникален – у него нет аналогов ни в жизни, ни на экране, и это потрясающая находка создателей ленты!).

В рамках фильма это объясняется тем, что Амелия – эксперт по созданию инопланетных колоний, а до этого по ходу действия у героев руки не доходят. Но это не извиняет Ноланов, притащивших женщину в космос лишь для того, чтобы она отпускала саркастичные ремарки, делала большие глаза и скучала по оставшемуся на Земле отцу (очевидная параллель с переживаниями главного героя). Сюжетное пренебрежение к героине достигает апофеоза в кульминации ленты, где Купер оказывается один на один с роботом, а Амелия в это время прохлаждается в… Ну, в общем, в другом месте.

Да, роботы в фильме очаровательные, с неожиданным чувством юмора. Но в кульминации должны участвовать персонажи, а не железки. И если ваш сюжет этого не допускает, то надо что-то поправить в консерватории.

При желании у «Интерстеллар» можно найти и другие, менее существенные недостатки, некоторые из которых неизбежны для кино с запредельными амбициями. Но достоинства многократно перевешивают. Это и потрясающая красота инопланетных и космических сцен, и увлекательность даже тех моментов, когда, казалось бы, ничего драматичного не происходит (особенно это касается ранних сцен на Земле), и великолепная игра Мэттью МакКонахи, выбившегося в лучшие актеры своего поколения, и харизма исполнителей второго плана вроде Майкла Кейна в роли руководителя космической программы и Мэтта Деймона в роли… Нет, не будем спойлерить. «Интерстеллар» только выигрывает, если зрители не знают заранее, какое сюжетное, визуальное и идейное пиршество их ждет. И, кстати, столько вы можете назвать свежих картин, которые прививают не страх перед космосом, а желание лететь куда глаза глядят, чтобы оставить свои отпечатки в инопланетной пыли? «Интерстеллар» – именно такое кино. И это, пожалуй, его самое важное достоинство.

 

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?