Великолепное научно-фантастическое кино, одновременно умное, душевное, занимательное и грандиозное
Земля умирает. Пшеничные посевы уничтожены болезнями, фермеров, выращивающих кукурузу, донимают пылевые бури, а государства едва держатся на плаву. У них больше нет средств ни на армии, ни на социальные программы, ни на поддержку науки. Человечество может выжить, лишь если немедленно начнет освоение далекого космоса. И такая возможность ему предоставляется, когда телескопы находят в окрестностях Сатурна космическую «червоточину», открывающую проход в соседнюю Галактику. Зонды обнаруживают в пределах технической достижимости несколько планет, теоретически способных поддерживать жизнь, и туда направляются экспедиции для более пристального изучения новых миров. Несколько лет спустя начинается вторая фаза разведывательной программы – оценка собранных данных и принятие окончательного решения. Для этого в космос посылают новую экспедицию под командованием бывшего пилота Купера (Мэттью МакКонахи) – последнего космонавта, подготовленного во времена, когда подобные миссии еще не надо было организовывать втайне от налогоплательщиков.
За что мы любим режиссера Кристофера Нолана и его брата-сценариста Джонатана? За то, что они умудряются создавать одновременно высоколобые и эмоциональные, а также глубокие и увлекательные проекты вроде «Начала», «Помни…», «В поле зрения» и, в чуть меньшей степени, «Темногорыцаря». Как много творцов, даже признанных и выдающихся, жертвуют одним ради другого! И как часто «умный» фантастический фильм оказывается холодным и почти безжизненным, а теплое и эмоциональное кино, наоборот, требует от зрителей отключить голову, потому что она им во время просмотра не понадобится. Братья Нолан же раз за разом ухитряются прошмыгнуть между Сциллой и Харибдой. И они столь выделяются на общем фоне, что у них почти нет конкурентов.
Космическая эпопея «Интерстеллар» – очередная и самая амбициозная на сегодняшний день демонстрация нолановского превосходства. «Танцуя» от самой важной экспедиции в истории будущего человечества, фильм охватывает мириады высоколобых тем – от нюансов квантовой физики до подходов к конструированию роботов и от стратегий спасения человечества до разнообразия условий на планетах, вращающихся вокруг других звезд. Однако это ни в коем случае не утомительная лекция, по ходу которой персонажи-манекены излагают друг другу (а фактически – зрителям) авторские мысли.
Конечно, в фильме все же есть моменты, когда герои встают в позу и объясняют публике, что происходит, потому что хардкорную фантастику иначе не построишь. Но в основе своей «Интерстеллар» – это не научная, а человеческая история об отце, который улетел спасать мир, хотя больше всего на свете хотел быть со своими детьми, и о его детях, которые из-за «парадокса близнецов» (при определенных условиях время для космонавта течет медленнее, чем для оставшихся на Земле) успевают вырасти и сами стать родителями за то время, пока их отец проводит несколько лет своего времени в странствиях по Вселенной.
Это пронзительное, берущее за душу повествование, которое только выигрывает от присущего нынешним американцам эгоизма. Воспитанные войной советские космонавты и их семьи готовы были мириться с личными утратами во имя страны и человечества. Для героев же «Интерстеллар» такая жертвенность в новинку, и это делает их более уязвимыми, более человечными, и потому более драматически интересными персонажами, чем если бы на их месте были «наши люди». Хотя, конечно, обидно, что Ноланы за весь фильм ни разу не упомянули Россию и российскую космическую программу и не включили в действие ни одного неамериканца. Патриотизм патриотизмом, но спасение человечества не может быть националистическим проектом, и прежде западные космические эпопеи такого размаха выкраивали местечко для «наших».
Еще один минус картины – фактическая бесполезность летящей вместе с Купером космонавтки Амелии Брэнд. Героиня Энн Хэтэуэй нужна сценарию лишь для того, чтобы обсуждать куперовские идеи и иногда попадать впросак. Когда же нужно спасать ситуацию, Купер делает это в одиночку или с помощью корабельных роботов (кстати, их дизайн уникален – у него нет аналогов ни в жизни, ни на экране, и это потрясающая находка создателей ленты!).
В рамках фильма это объясняется тем, что Амелия – эксперт по созданию инопланетных колоний, а до этого по ходу действия у героев руки не доходят. Но это не извиняет Ноланов, притащивших женщину в космос лишь для того, чтобы она отпускала саркастичные ремарки, делала большие глаза и скучала по оставшемуся на Земле отцу (очевидная параллель с переживаниями главного героя). Сюжетное пренебрежение к героине достигает апофеоза в кульминации ленты, где Купер оказывается один на один с роботом, а Амелия в это время прохлаждается в… Ну, в общем, в другом месте.
Да, роботы в фильме очаровательные, с неожиданным чувством юмора. Но в кульминации должны участвовать персонажи, а не железки. И если ваш сюжет этого не допускает, то надо что-то поправить в консерватории.
При желании у «Интерстеллар» можно найти и другие, менее существенные недостатки, некоторые из которых неизбежны для кино с запредельными амбициями. Но достоинства многократно перевешивают. Это и потрясающая красота инопланетных и космических сцен, и увлекательность даже тех моментов, когда, казалось бы, ничего драматичного не происходит (особенно это касается ранних сцен на Земле), и великолепная игра Мэттью МакКонахи, выбившегося в лучшие актеры своего поколения, и харизма исполнителей второго плана вроде Майкла Кейна в роли руководителя космической программы и Мэтта Деймона в роли… Нет, не будем спойлерить. «Интерстеллар» только выигрывает, если зрители не знают заранее, какое сюжетное, визуальное и идейное пиршество их ждет. И, кстати, столько вы можете назвать свежих картин, которые прививают не страх перед космосом, а желание лететь куда глаза глядят, чтобы оставить свои отпечатки в инопланетной пыли? «Интерстеллар» – именно такое кино. И это, пожалуй, его самое важное достоинство.