Неглупый сериал о манипулировании людьми, где знание психологии и внутреннее чутьё могут не только помогать людям, но и стать зловещим оружием.
Профессия или, точнее, дар Андрея Павлова (Андрей Бурковский) – «медиатор». Это не имеет отношение к музыке, хотя то, как он работает, завораживает подобно грандиозной симфонии: вроде механика понятна, но как у него получается проникать в души людей и дёргать за тонкие ментальные ниточки? Медиатор может легко мимикрировать под начинающего журналиста, любовника совершенно незнакомой женщины, мужа, стать другом для восьмиклассницы и так далее. Спецслужбы прибегают к его услугам как переговорщика, когда надо обезвредить без единого выстрела опасного человека или спасти самоубийцу.
Но настоящие деньги с семи- и восьмизначными цифрами Павлов получает, работая на «частных клиентов». Среди них бизнесмены, которым надо без шума и драки отжать бизнес у конкурентов; богатые мамаши, просящие перевоспитать дочку; приятные девушки с плохими партнёрами и другие жители Москвы, ближайшего Подмосковья и гости столицы. Бывают и дела «попроще». Например, в открывающем эпизоде солдат-срочник, узнав, что его невеста выходит замуж, сбегает из части, прихватив автомат Калашникова, и теперь удерживает на мушке четырёх не очень трезвых барышень. Прибывший на место Андрей Павлов мрачно шутит: «Человек, который захватил трёх заложниц и Родину, называется террористом. Это терминология» (Родина – фамилия бывшей невесты). Не проходит и 10 минут диалога солдата с медиатором, как дезертир отпускает заложниц, отдаёт автомат и сдаётся правоохранительным органам.
Синопсис «Медиатора» может показаться процедуралом (на каждую серию – своё отдельное дело), но это не так. Судя по первым сериям, это три глубокие линейные истории, которые не расскажешь за один час. В центре каждой из них стоит девушка, и с вероятностью 99% можно поспорить, что рано или поздно эти истории завяжутся в один узел. Избалованную Марину (Ирина Старшенбаум), которая вот-вот слетит с катушек и уйдёт в секс-индустрию или эскорт-услуги, нужно поставить на место и показать, что жизнь – это не только ужин в компании богатых мужчин в элитном ресторане. Её мать (Виктория Толстоганова) между тем плетёт интриги вокруг смерти крупного магната, который перед своей кончиной решил продать дело и оставить крупный кусок в наследство непутёвому сыну Павлу (Даниил Воробьёв), живущему в Америке. Этого нельзя допустить, и вот уже Павлов на ровном месте начинает проворачивать сложную манипуляцию, в которой главную роль играет сестра Павла Вера (Дарья Мороз).
Тем временем в Москве начинается «эпидемия» суицида среди подростков: одна из школьниц прыгнула с крыши, оставив видео самоубийства, тинейджеры сделали её предметом культа и начали сыпаться с балконов, крыш и мостов. Ситуация настолько выходит из-под контроля, что делом начинает заниматься структура, которая должна расследовать совсем другие преступления, – специальный отдел ФСБ; следователем выступает Маша Русанова (Юлия Пересильд). Но после того, как Павлов спасает одного ребёнка, надеяться на то, что Маша и Андрей сразу же станут напарниками, не приходится. Да, девочка Саша спасена, но общаться хочет только с Павловым, на что наш медиатор цинично замечает, что у него нет никакого резона общаться с девочкой: «Жизни ребёнка ничего не угрожает, а вот если она опять захочет сброситься с моста, тогда звоните».
Павлов – как Кобб из нолановского «Начала», но если персонаж ДиКаприо совершал ограбления во снах своих клиентов, то медиатор поселяется в подсознании людей с помощью особого умения быть посредником между темным и светлым началами. Да и картинка «Медиатора» похожа то на роскошные декорации «Довода», то по цветовой палитре заставляет вспомнить ещё одного героя современной режиссуры, Дэвида Финчера.
Бурковский наконец-то играет роль не лузера или постоянно находящегося в состоянии аврала парня. Павлов — образ мощного, смелого, элегантного и богатого человека, который, не суетясь и без лишних телодвижений, знает всё наперёд и решает вопросы согласно своим представлениям о жизни. Зрителям остаётся думать, что не бывает таких идеальных людей без подвоха. Так ли хорош главный герой и выполняет ли он задания, следуя только пожеланиям заказчика, или оставляет и для себя какую-то выгоду? Он зачем-то издевается над девушками, спрашивая у Маши: «Перекусить не хочешь?» — слышит утвердительный ответ, достаёт из салона своего Гелендвагена тушу барана, кидает её в машину Маши, садится в свою и уезжает. Такое обращение с клиентами и коллегами для него норма, и непонятно, кто здесь жертва: заказчик или цель.
Изюминки добавляют и женщины, как бы говорящие: мы ещё посмотрим, кто здесь медиатор. И, наконец, что у него за отношения со своей матерью? Во флешбэке он бросает старушку в бедности, поселяется в отеле (это ещё одна «фишка» Павлова: он живёт один в дорогущем номере дорогущей гостиницы), но по ночам под одеялом переводит матери деньги. И когда в трейлере произносится слово «чудовище», мы уже не знаем, к чему готовиться; сценаристка Анна Козлова писала необычные сюжеты, вроде «Краткий курс счастливой жизни» для Гай Германики и «Садовое кольцо» для Алексея Толстого и Валерия Тодоровского. Тайна на тайне, но смотреть это жутко интересно.