Лучший отечественный сериал прошлого года и один из лучших в телевизионной истории современной России
Лучший отечественный сериал прошлого года и один из лучших в телевизионной истории современной России
Конец 50-х, на «Мосфильме» запускается в работу музыкальная комедия «Девушка и бригадир», ставит которую «народный» режиссер Федор Кривицкий. Однако именитый постановщик, перебрав с выпивкой, падает с высоты и зарабатывает себе постельный режим, а фильм, чтобы он не простаивал, на время отдают оператору Виктору Хрусталеву (Евгений Цыганов) и его молодому протеже, начинающему творцу Егору Мячину (Александр Яценко). Дуэт не горит желанием снимать современную сказку, но эта работа – шанс получить добро на съемки военной драмы «Осколки», сценарий которой им завещал покончивший с собой друг.
Несколько лет назад было модно рассказывать о том, как изменились западные сериалы – как они выросли, возмужали, похорошели. Теперь этот рост закончился, новых телешедевров уровня «Клана Сопрано» за последние пару лет не появлялось, зато, кажется, настало время российского ТВ. Нет, это не значит, что теперь у нас выдают «нетленки» уровня «Во все тяжкие», но очень хочется верить, что «Оттепель» – первая ласточка чего-то большего. Возможно, даже не оттепели, а именно той самой весны, которую так ждут герои фильма.
Слово «фильм» в абзаце выше не случайно. Сериалом «Оттепель» является лишь формально, в то время как на деле перед нами многосерийный фильм, большая масштабная работа, магнум-опус, если угодно – попытка заглянуть в души наших отцов и дедов. И попытка, безусловно, удачная – да, в картине есть к чему придраться по мелочам, но она выполняет свою главную задачу: с головой окунает в ту эпоху, позволяет проникнуться теми идеалами, внушает невероятное, поразительное уважение к людям, которые в условиях дремучей несвободы и зашоренности не опускали руки и творили, оставляя в искусстве вековые следы.
Формат сериала накладывает на фильм определенные ограничения, но Валерий Тодоровский успешно обходит большинство подводных камней – он не высасывает из пальца конфликты и не скатывается в опереточную мыльность. Все-таки одна из центральных мыслей «Оттепели» в том, что компромиссы убивают искусство, и Тодоровский этого правила придерживается неукоснительно – на экране живые люди и настоящие эмоции.
Именно люди удались Тодоровскому лучше всего, фильм распирает от какого-то невероятного количества потрясающе фактурных персонажей и монументальных актерских работ. Здесь многосерийный формат оказывается особенно полезным, даже третьестепенные герои получают свою небольшую сюжетную арку, которая позволяет им раскрыться с неожиданной стороны и вдыхает еще одну искорку жизни в получающийся портрет эпохи. О главных героях и говорить не приходится – для Анны Чиповской это мощнейшая заявка на звездный статус; Александр Яценко заставляет забыть о том, что изображает выпускника ВГИКа в 36 лет, – перед нами пылкий юноша-максималист с горящим взглядом; Михаил Ефремов в который раз опровергает поговорку о детях великих; Виктория Исакова блистательно играет «сгоревшую» диву киноэкрана, для которой «Девушка и бригадир» – последний шанс вообще на все в этой жизни. Во время показа сериала много копий сломали о якобы «деревянного» Евгения Цыганова, но на деле это едва ли не лучшая актерская работа сериала – продуманная, тонкая, глубокая. Замкнутый, безэмоциональный циник, Хрусталев все держит в себе, но в тех редких сценах, когда наружу прорываются чувства, Цыганов творит настоящее волшебство.
А еще одно чудо совершил Константин Меладзе, написавший для «Оттепели» несколько ярчайших ретрокомпозиций – это настоящие шлягеры, которые, с одной стороны, абсолютно аутентичны (очень легко представить, как их поют герои какой-нибудь «Карнавальной ночи»), а с другой – достаточно современны, чтобы «зацепить» современного зрителя. Редкий случай, когда в сериале все сложилось одно к одному.